|
На главную страницу >
Путешествия >
|
|
Рассказ про велопоход в стиле AR по Южному Прионежью.
|
Фотографии Дмитрия Булавинова. Для увеличения ткните в превьюшку (фотки в среднем по 40 kb). Выгрузка из поезда. Доехали до Р-19. «Подпасок с огурцом.» Первый прокол. Медвежьи следы. Церковь в Вехручье. Вепский музей в Шелтозере. До свидания, Карелия! Церковь в Гимреке. Церковное крыльцо. На звоннице. Церковь в Щелейках. Берёзовый сок. На пароме. Грустный АГ-байк. Кампи инструктирует Боба. В этом лесу могут согнуть... Куда ехать? «Железная» карта района (280 kb). Кампи форсирует ручей. Начало мегагрязюки. Гать. Дюк застрял во льдах. Корбозеро. Чай у рыбаков. Переправа через Ченжу. В снегу по втулки. Байкеры на плоту. Народ отбыл «дедмазаить». Целый день льёт дождик... Прибыли в Петербург. Хотите ещё фоток из этого похода? Запросто. Go!!! >>> |
Маршрут: Деревянка Деревянное Педасельга Шокша Вехручей Шелтозеро Рыбрека Каскесручей Гимрека Щелейка Вознесенье Оштинский Погост Курвошский погост Игнатовское Подпорожье. Решили съездить на майские празники в Прионежье, причём двумя группами «нормальные» и «экстремальные». В сумме собралось 11 человек: Миша Каменцев (Кампи), Дима Булавинов (Булавка), Саша Кутищев (Дюк), Володя Сабуров (Сабурыч), Алексей Явич (Лёлик), Сергей Лазорский (Боб), Марина Кравцова, Матильда, Сергей Кочетов, Сергей Грозных (Михалыч) и Андрей Григорьев (АГ-байк).
На петрозаводском поезде доехали до станции Деревянка, собрали велики и около семи утра поехали в сторону Онежского озера. По пути пересекли не обозначенную на карте дорогу, по которой здоровенные Белазы возят кварцит. Доехали до озера, и поехали по шоссе Р-19 на юг. В Шокше у магазинчика слегка перекусили. Хотели (чтоб не тратить время на обед с костром) найти по пути в деревнях столовую, и столовые-то есть, но в основном заколоченные.
К десяти утра проехали аж 55 км и поняли что шибко обгоняем график. В лесу много снега, оставили байки и пошли пешком. В пути слегка подрастерялись, и до Онеги дошли не все. Видали на снегу здоровенные когтистые следы, судя по всему медвежьи. Заобедали. Сразу после обеда встретили группу велотуристов из петрозаводского велоклуба «Колесо». Через 2 км после Шелтозера асфальт закончился, а за Рыбрекой (вернее, за следующей деревушкой за Другой Рекой) встали на ночевку вместе с петрозаводчанами. Пошел затяжной дождик. Для еды топили снег, так как вода в ближайшем ручье цвета кофе с молоком. За день проехали около 95 км.
С утра под дождиком поехали дальше, в сторону истока Свири, в деревню Вознесенье. По пути посетили деревянные церквушки в Гимреке и Щелейках. Под всё более усиливающимся дождём доехали до парома через Свирь. Паром через Свирь в Вознесенье ходит каждый час, с 6 до 23 часов. Людей (в т.ч. с велосипедами) перевозит бесплатно. За Вознесеньем снова ненадолго начался асфальт. Как и было задумано группа разделилась: Боб, Марина, Матильда и Михалыч поехали по срезке в сторону дороги Вытегра Подпорожье, а остальные в сторону той же дороги, но прямо, то есть в сторону Оштинского Погоста (Ошты).
В магазине в Оште (работает с 8 до 24) попили чаю и кофе с пирожными,
всё мегадёшево (это уже Вологодская область).
Сетей GSM обнаружено не было, поэтому особо порадовали местные мужички,
демонстрирующие друг другу фотовозможности телефона Около магазина автостанция и «железная» карта Вытегорского района Вологодской области (довольно свежая; во всяком случае, свежее «генштабовок»).
Прямо от магазина поехали на юго-запад, по дороге к Курвошскому погосту.
Сначала были бетонные плиты, которые довольно быстро сменились
неважнецкой (по крайней мере во время дождя) грунтовкой.
Встретилась деревушка Карданга, а в ней один-единственный дом,
на котором гордая (и при этом новая и красивая) надпись Незадолго до Курвошского погоста развилка, направо к погосту, а налево скорее всего, в сторону Бабаево (причём на генштабовской карте обозначена только её часть, а дальше дорога идёт на юг вдоль одной из просек). Мы поехали налево, и заночевали неподалёку от пересечения дороги с Сепручьём. За день проехали около 75 км.
Поехали дальше по грунтовке. Дорога более-менее велопроходима, явно лучше чем могла быть (судя по карте), но в какой-то момент (с помощью разведки в лице Сабурыча) стало ясно, что нам пора с неё сворачивать в леса... Дорога перестала соответствовать карте и устремилась на юг в сторону Бабаево. Проехали к тому моменту 8 км. Свернули в лес, на раздолбанную за зиму лесовозную дорогу. Сразу увязли в глине по втулки, и дальше пошли пешком. Резиновые сапоги, болотные сапоги, бахилы от ОЗК велорулез! Кое-где грязь сменяется разлившимся ручьём, кое-где гатью. Короче, ехать невозможно абсолютно. Около девяти километров такого марша и вот мы у T-образной развилки. Пообедали. Двинулись налево. Грязи меньше, но ехать по-прежнему невозможно. Скоро дорожка, став ещё суше, прошла через вырубку, и закончилась горой снега от ножа бульдозера... Что делать было не ясно... Дорога завалена упавшими дервьями и снегом, и не очень понятно туда ли она вообще ведёт... А на дворе уже было 18 вечера... Часть народа ушла на разведку. Вернулись мегадовольные: впереди в пятистах метрах красивое озеро с высокими открытыми берегами, а на берегу избушка, а в ней рыбаки. А в избушке всё уставлено водкой, и рыбаки могут показать тропинку куда нам надо, в таком духе. Рыбаки (а это оказались мужики из Петербурга, но давным-давно рыбачащие на этом озере Корбозере) были несказанно удивлены, как мы притащились в такую глушь, да ещё с другой стороны, да ещё и с байками. Посидели, приняли приглашение выпить чайку, отклонили приглашение выпить водки... Мужики рассказали как нам двигаться дальше. И сложно сказать, чтобы мы делали без их советов. Один даже вызвался нас проводить немного, до первой переправы. Выдвинулись. Пара километров и вот мы у сделанной мужиками переправы через нехилую весной речку Ченжу. Абориген даже помог перетащить барахло по брёвнам. Ладно, пошли дальше. Заваленная по колено снегом дорога, велорюкзаки с лямками очень помогли. Под снегом очень часто вода. Так мы брели километров шесть. Тем временем начало темнеть. Хорошо хоть вечер выдался ясный (единственный за весь поход), хотя и морозный. Неожиданно дорожка стала идти под горку, снег исчез, но стали появляться здоровые лужи. В какой-то момент дорожка целиком превратилась в речку, а мы типа бредём по берегу речки по воде. Глубина воды примерно по колено, резиновые сапоги заливает. А мужики нам говорили, что нас ждёт ещё одна недецкая развлекуха, а именно переправа через здоровенный разлив ручья на плотах. Только умоляли переправиться, а потом вернуть плоты на место. А то типа им будет обратно не уехать. Чувствуем где-то тут, наверно, плоты, потому как совсем уж со всех сторон вода. Обстановка ну точь-в-точь как в книжке «Дед Мазай и зайцы». Наконец набрели на два небольших плота, брёвен по шесть шириной и метра по три длиной. На первый плот забрался Дюк со своим барахлом, а на второй Кампи и Сабурыч, тоже с барахлом. И вот они, вооружившись шестами, отбыли в темноту... А мы остались их ждать. Слава Богу, на этом небольшом микроостровке, где мы временно застряли, оказались какие-то полусухие берёзки, и мы смогли погреться и посушиться. Прошёл час от уплывших ни слуху ни духу... Невдалеке громко шумят пороги на речке Тукше, притоком которой был этот разлившийся ручей. Думаем: может всех уже давно стремнина унесла... Просто их уж больно долго нету, а разлив всё-таки не может быть очень большим, хотя бы в поперечном направлении. Потом стали слышны истошные крики «Миша! Миша!!!», а потом и они стихли... Наконец вернулся на одном плоту Сабурыч, и рассказал следующее. Сначала оба плота плыли вместе, потом течение стало настолько сильным, что Дюк в одиночку не справился с управлением, и его унесло неизвестно куда. А Мише и Сабурычу повезло: когда их стало сносить, они прямо в воде нашли ещё один шест, и смогли не потерять управления плотом. Более того, в обстановке кромешной тьмы, пусть и с помощью велосипедной фары, им удалось каким-то образом найти в хаосе островков и растущих из воды деревьев другой берег, вернее точку, к которой подходит дорога из деревни на том берегу. Короче, они зачалились, Миша по берегу пошёл искать Дюка, а Сабурыч поплыл за оставшимися. А Дюк потом рассказал, что когда его понесло вниз по течению, он сумел зацепиться за какие-то деревья, и смирно ждал, когда обратят внимание на его отсутствие. Миша по берегу спустился вниз по течению до Дюка, но ничем внятным помочь не смог (потому как Дюк застрял в ста метрах от берега), только болотные сапоги промочил. В результатет Дюк закрепил плот, чтоб найти его с утра, спрыгнул в воду (воды оказалось по пояс, от байка торчал только руль) и дошёл до берега. Говорит, что здорово мешали всякие кусты на дне. Замёрз атомно.
Но вернёмся на этот берег.
Сабурыч забрал Сергея Кочеткова и часть барахла,
и снова исчез в темноте.
В мозгу всплыла песня Пугачёвой
«Влюблённых много он один у переправы». Прикрутили велосипедную мигалку на дерево, чтоб изображала маяк в следующий раз (потому как Сабурыч жаловался, что еле-еле нас нашел, несмотря на костёр). И продолжили пингвинить. Ещё через час приплыли Сабурыч и Дюк на другом плоту, побольше. Сабурыч забрал Лёлика и АГ-байка, а Дюк остался отогреваться. А ещё через час приплыли Кампи и Сергей, и забрали нас с Дюком. Плыть на плоту довольно стрёмно, потому как качает сильно, да и брёвна плота покрыты сверху ледком. Ну наконец все переправлены. Отгонять плоты назад (и спасать Дюковский) решили с утра, а сейчас поужинали, и на рассвете (часов в 5) завалились спать. За день проехали/прошли/протащились/проплыли около 28 км.
Проснулись около 11-ти. Часть народа уплыла искать пролюбленный Дюком плот, а часть готовить еду. Два плота отогнал охотники с самого ранья, уплыв на тот берег, то есть нам оставалось отогнать всего один плот, но сначала его надо было найти... Из деревни подошёл ещё один охотник с желанием переправится. Мы ему так мол и так, два плота на том берегу, а на третьем наши перцы уехали искать четвёрнтый. Мужику это не очень понравилось (а он оказался друганом тех перцев на Корбозере, которые нас выручили дельными советами), и переживал, что засветло к ним не успеет.
Но тут вернулся один из утренних охотников,
и мужик отбыл на его плоту.
Какое, блин, тут оживлённое движение. Ладно, вернулись наши поисковики, Дюковский плот не нашли, но наши плот не хуже (явно брошенный), его и отогнали. Всё, закрыли вопрос с плотами, и сели завтракать. Собрали манатки и выдвинулись. Сразу пошёл дождик. От деревни Игнатовское ведёт грунтовка (12 км) к дороге на Винницу. А та в свою очередь (в какой-то момент став асфальтовой) через 15 км выходит на шоссе Р37 (Подпорожье Ошта Вытегра). Под непрерывным дождём, промокнув насквозь, доехали-таки до Подпорожья, проигнорировав предложение Кампи рвануть в Лодейное Поле (ещё около 40 км). За день проехали около 80 км. По пути закупили еды (потому как вокзал в Подпорожье довольно далеко от города), и приехали на вокзал, где и встретили нашу «нормальную» группу. Быстро превратили вокзал в избу-сушильню, благо там было мало народа и горячие батареи. Билетов, как и следовало ожидать, не случилось, поэтому решили подъехать до Лодейного Поля в питкярантком вагоне питерского поезда (на него билетов миллиард, но до Питера не едет). Поезд стоит в Подпорожье всего 5 минут, а наш вагон в самом конце должен был быть, и было не совсем ясно, как мы загрузимся. Хотя тётка в кассе и сказала, что передала машинситу, чтоб он не уезжал, пока велосипедисты не сядут, но тем не менее поезд, простояв менее минуты, поехал, и только с помощью стоп-крана удалось осуществить загруз барахла. В Лодейном Поле до 5 утра посидели на вокзале, а потом загрузились в электричку прямо до Питера (одна в день такая, 5.35), и благополучно прибыли на Московский вокзал. За весь поход (от Деревянки до Подпорожья) мы проехали/прошли около 280 км. Серьёзных поломок и проблем не было. Правда, неясно, чтоб мы делали, не встреть мы мужиков или не найдя плотов... Скорее всего, назад бы ломанулись, потому как разлив очень длинный, и обойти его по лесу с байком и барахлом проблематично... А может свои бы плоты сделали... Но по-любому весенний разлив может быть очень и очень «времяёмким» препятствием.
1) Примечание. «Стиль AR» означает более-менее нон-стопное движение
в Adventure Race стиле, то есть когда средство передвижения
не всегда соответствует обстановке.
Пара сайтов, посвящённых соревнованиям в AR-стиле:
2) Все мои фотографии из этого похода (в виде превьюшек), в том числе и не вошедшие в этот рассказ. 3) Треки нашего похода (5 kb).
-- Дмитрий Булавинов. У вас есть вопросы, замечания, уточнения, пожелания, комментарии? Пишите! |
|
На главную страницу >
Путешествия >
|