Мой логотип
На главную страницу > Путешествия > Велопоход по радиоактивным могильникам Ладоги 
Связаться со мной

Рассказ о велопоходе по радиоактивным могильникам островов северной Ладоги c посещением острова Валаам.
[03.04.2005 — 04.04.2005]


Фотографии Дмитрия Булавинова и Александра Кутищева.
Для увеличения — тыкайте в превьюшку (фотографии от 12 до 120 Kb).

Маршрут: Приозерск — м. Ладожский — о. Верккосари — о-ва Хейнясенма — о. Ялаянсари — о. Мюкериккю — о. Валаам — о. Мустасари (Воспоминаний) — прол. Маркатсимансалми — «Дача Винтера» — Сортавала.

Всю зиму серьёзных морозов не было, и Ладога перезимовала почти безо льда. И только в марте недели две стояли морозы, и северная часть Ладоги покрылась устойчивым льдом. Снег после немногочисленных снегопадов сдувался мартовскими ветрами, и лёд в открытой Ладоге был почти бесснежный.

Народ на велосипедах, кайтах и лыжах стал выезжать на близлежащие к Приозерску острова, а мы задумали прокатиться до Валаама, посетив удалённые от берега острова северной Ладоги, на которых сохранились остатки военных укреплений и на которых в своё время были захоронены радиоактивные отходы от испытания некоторых видов оружия. Ну и на Валаам заехать, раз уж такое дело.


[03.04.2005]

И вот 3 апреля, в воскресенье, предусмотрительно переодев колёса наших великов в «шиповку» и вооружившись дозиметром и лёгкой надувной лодкой (на случай неперепрыгиваемых трещин), мы втроём — Саша Кутищев (DuKe), Оля Голубева и Дима Булавинов (Bulawka) — выехали на первой электричке в Приозерск.


Саша Кутищев Оля Голубева Дима Булавинов

На привокзальной площади посетили магазинчик [], уточнили дорогу в удобное для выхода на лёд место и поехали в сторону посёлка Сторожевое.

[Примечание.
Здесь и далее значком [] обозначены координаты места, о котором идёт речь, в системе координат «Pulkovo 1942 (1)». Поднесите мышку к значку, и в качестве alt-текста подсветятся координаты места. Не факт, правда, что это кому-нибудь пригодится, но тем не менее... Точки были выковыряны из GPS-данных из похода, и дополнительно уточнены с помощью цифровых фотографий. И всё же полностью исключать ошибки не стоит. Вот непосредственно в самих GPS-данных из похода, ссылка на которые приведена в конце этого рассказа, ошибок точно нет.]

Немного заплутав, выехали на берег Ладоги и ступили на лёд около мыса Ладожский, там где на карте обозначена «вдкч.» [] в 7 км от Приозерска.


На горизонте — о. Верккосари Вышли на лёд Покатили

Погода была супер, ясно и почти безветренно. Вдали виднелся остров Верккосари — первая цель нашего путешествия, до которого было примерно 18 км по прямой. Лёд временами был цельный, а временами представлял собой смороженные льдины. Толщина льда была около 50 см, что было видно по микротрещинам в массиве абсолютно прозрачного льда.

Пересекли небольшую полосу торосов и подъехали к южной границе льда. Отрыв льда проходил по дуге, и чтобы попасть к острову Верккосари, нужно было ехать по дуге, забирая к северу.


Через торосы Лёд — смороженные льдины Граница льда Омовение шипов

Граница льда преставляла собой абсолютно надёжный по толщине лёд, но отдельные льдины по краю были отколоты. Также несколько льдин плавали неподалёку. Кое-где в открытую воду Ладоги выдавались ледяные мысы, представляющие собой невысокие торосы.

Выехали на один из таких мысов-торосов. Они, хоть и состоят из отдельных льдин, всё-таки довольно крепкие. К югу — открытая вода, и над ней яркое и уже очень тёплое солнце. Так и подмывало искупаться.

Невдалеке из воды высунула голову ладожская нерпа и уставилась на нас. Мы предположили, что в этой голове наверняка крутились мысли такого плана: «Возможно, сегодня на обед будет мясо...»


Мыс-торос На краю Ладожская нерпа Через трещину

Поехали дальше, двигаясь вдоль границы открытой воды. Характер льда прежний, но стали попадаться неширокие трещины, легко перешагиваемые. Кое-где встречались небольшие снежнички, подтаявшие на солнышке и потому плохопроезжабельные.

Наконец подъехали к южному краю острова Верккосари []. Вдоль всего берега — торос высотой метров пять, видать Ладогу неслабо штормило во время ледостава. Причём льдины, из которых состоят эти береговые торосы, очень интересные — при ударе рассыпаются на ледяные иголки, перпендикулярные плоскости льдины .


Южная оконечность острова Верккосари Береговой торос Из чего состоят льдины тороса Скалистый берег

Оставили велики и пошли гулять по острову, обходя его против часовой стрелки. Первое что увидели на острове — это остатки разбитой яхты [].

Берега острова — кое-где пологие скалы, а кое-где невысокие скальные обрывы. Вдоль южного берега — множество нисподающих в Ладогу ледничков-сосулек и много чаек, не очень довольных нашим визитом. Дюк достал дозиметр и стал мерять всё подряд, но фон не превышал естественного и был раза в два ниже квартирно-петербургского. :-)

В восточной части острова набрели на остатки двух ДОТ-ов, один из которых обжит и в котором вполне можно переночевать [].


Восточная оконечность острова, фон в норме Обжитой ДОТ Внутри ДОТ-а Остатки корабля

Пошли дальше по льду у берега. Набрели на остатки какого-то судна, корма [] и нос отдельно. Перекусили.

Вернулись к нашим велосипедам, и поехали дальше, в сторону островов под общим названием Хейнясенма, до которых от Верккосари около 6 км. По пути пересекли несколько трещин.

И совсем около Хейнясенма я неудачно шагнул через трещину, кромка льда подломилась и я оказался в воде по грудь. Ну ничего, осознал что наконец-то убил свой мобильник, и мы отправились гулять по острову.

В южной части острова — очень много укреплений. Посетили не очень хорошо сохранившийся склад боеприпасов [] (судя по надписи «Курение и разведение огня запрещено» и решёткам на окнах) и наблюдательную башню высотой метров 10 с бойницами [].

Но самыми интересными показались укрепления, связанные с пушкой береговой охраны. Они представляют собой бетонный круг диаметром метров 6, углублённый в землю []. А вокруг этого круга — бесчисленные подземные коммуникации, ходы, переходы, лестницы, разделённые железными дверьми. Любопытно, что наблюдательная будочка из толстостенной стали, расположенная тут же, с остальным укреплением под землёй не связана.


Склад изнутри Наблюдательная башня Пушечный круг Наблюдательная будочка

По имеющимся у нас сведениям, в таких точках стояли пушки береговой охраны калибром до 325 мм и дальностью стрельбы до 60 км, которые крутились во всех направлениях и могли опускаться под землю, в своё бетонное укрытие.

Также в этой части острова очень много военного металлолома — остатки каких-то механизмов, гусеницы, трубы, цистерны, колючая проволока. Часть мусора намного более современна, чем укрепления времён финской войны. Всё это очень напоминает даже не «Пикник на обочине», а скорее «Обитаемый остров» — множество военных прибамбасов, которые, в принципе, в любую минуту могут ожить.

На берегу острова, с западной стороны от этой базы — понтонный пирс в окружении табличек «Запретная зона». А ещё на берегу видели пух, по всей видимости гагачий. Птицы активно обжили эти острова, расположенные вдалеке от цивилизации.


Коньячку? :-) КП в стиле UrbanRace Железная дорога Солнце за колючей проволокой

Поехали дальше, вдоль западного берега острова. С небольшого мыса довольно круто вверх на берег поднимается железная дорога [], ширина колеи раза в полтора шире классической железнодорожной, рельсы лежат на опорах. Поднялись по этим рельсам, спустились по скальнику рядом. Померяли фон около скальника — норма.

[Добавление от июня 2005 года: рельсы исчезли. :-) По-видимому, кто-то ловкий открутил их и сдал в металлолом.]

Обогнули с запада средний остров архипелага (остров Макаринсари), и упёрлись в северный остров архипелага — Кугрисари. Юго-западный мыс Кугрисари — скальный обрыв высотой метров 8, у подножия которого располается пещера явно искусственного происхождения [], глубиной метров 30. В пещере — строительный мусор и металлолом, а в глубине на стенках зимуют бабочки и комары. По стенкам сочится вода.


Пещера на острове Кугрисари В пещере Пролив между Макаринсари и Кугрисари

Вернулись на Макаринсари и попали на радиоактивный могильник, располагающийся на скальном лбе прямо около воды []. Этот могильник представляет собой просто территорию, огороженную деревянными треногами со значками «Радиоактивность» и соединёнными колючей проволокой. А в центре огороженной территории — такие же значки, но поменьше, приваренные к арматуринам. Никакой бетонной заливки мы не увидели.


Знаки на деревьях Первый могильник
(Макаринсари)
65 мкр/час Первый могильник
(вдали — обрыв на Кугрисари)

Стали издалека мерять фон — сразу намеряли 50 мкр/час. А в центре — у мелких значков — намеряли 170. Осознав, что теперь спасти нас может только выводящее радионуклиды красное вино :-) — поехали дальше по льду.

По имеющейся информации, на островах северной Ладоги проводились испытания оружия массового поражения с применением боевых радиоактивных веществ (так называемое «Направление 15»). В конце этого рассказа приведены ссылки на парочку статей, в которых рассказано что именно за испытания тут проводились.

Вскоре набрели на ещё один могильник [], расположенный на маленьком мысике в южной бухте острова Кугрисари и оформленный так же как и первый, но ничего существенного намерять не удалось.

Поехали дальше. И на южном берегу Кугрисари (пологие скалы) — ещё один могильник [], третий по счёту и самый протяжённый из увиденных. Фон — не выше 35 мкр/час.


Второй могильник
(Кугрисари)
Второй могильник
(Кугрисари)
Третий могильник
(Кугрисари)

Солнышко очень красиво село, и перед нами стала дилемма — ночевать тут, среди могильников архипелага Хейнясенма, или прокатиться ещё примерно 15 км до острова Мюкериккю, и заночевать уже среди его могильников. :-)

Забрались на огромный торос у восточного берега (с него ловилась базовая GSM-станция Валаама), выяснили кой-какие оперативные данные, и покатили на Мюкериккю.


Закат над могильником Торос около восточного берега Кугрисари Вид с тороса

Ночь, красота, миллиарды звёзд. Едем, ориентируясь на действующий маяк маленького острова Ситтулуото. Пересекли несколько трещин. В темноте абсолютно прозрачный лёд замёрзших трещин и вода незамёрзших — выглядят очень похоже, поэтому особо не разгонишься.

Миновали остров Ялаянсари, не вылезая на него. От Ялаянсари стали ориентироваться на действующий маяк острова Ханхипаси, расположенный за нужным нам Мюкериккю.

Около полуночи добрались до северного берега Мюкериккю, бросили велики на берегу, чуть повыше поставили палатку [], перекусили, выпили за красоту северной природы и около 2-х заснули, оптимистично поставив будильник на 6.


[04.04.2005]

Что поистине поразительно — так это то что мы таки встали по будильнику. Уж больно нам хотелось неспеша побродить по Мюкериккю, с одной стороны, и успеть на 17-часовой подкид из Сортавалы, с другой.


Рассвет над Валаамом
(виден маяк на Ханхипаси)
Ещё один рассвет

Перекусили и пошли бродить по острову. Первое что увидели — невысокая наблюдательная башня [], интегрированная в скалу (в самой высокой точке Мюкериккю), обжитая и чистенькая.

Немного к югу от него — укрепления круговой обороны, схожие с укреплениями на Хейнясенма. Тоже наблюдательная будочка из толстенной стали, множество ходов-переходов, желоба для подачи снарядов (?), кучи металлолома.


Обжитая наблюдательная башня Лестница в подземелье Жёлоб для подачи снарядов Толстая сталь наблюдательной будочки

Ещё немного к югу, в низинке — «правильный» могильник, толстая бетонная заливка и куча значков «Радиоактивность». Намеряли около 22 мкр/час. По-видимому, именно тут, в этой точке, производились взрывы в 1954 году.


Суровый Ладожский пейзаж «Правильный» могильник Ещё один знак

А ещё немного к югу — обжитой двухкомнатный ДОТ []. Как и в наблюдательной башне — внутри железные двухярусные кровати, всё чисто и прилично.

Неподалёку в небольшой бухточке — два понтона, на одном из которых вагон-бытовка []. Судя по количеству снегоходных следов, тут бывают и зимой, причём не очень редко. Отрадно, что люди, бывающие на острове, заботятся о природе.


Обжитой ДОТ Понтоны в бухточке Рыболовные лицензии на имя Владимира Высоцкого :-) Остров Мюкериккю с запада

Вернулись к велосипедам и поехали на Валаам. Солнце, хоть и встало, было в облаках, и небольшие снежнички на льду проезжались без проблем.

Неспешно доехали до Валаама, обогнули его с северо-запада. На льду встретили человека в монашеской одежде, уточнили у него где в этом году начинается зимник в Сортавалу. Он нам всё очень любезно рассказал и показал, сообщил что вчера машины по зимнику ездили и пожелал лёгкого пути.

Решили заехать на остров, благо времени хватало. По узкому проливчику [] (по которому, как выяснилось, шёл зимник в этом году) въехали «внутрь» острова к пристани и поднялись к храму.


Перекус перед Валаамом В проливе на Валааме Около монастыря Центральная точка Валаама
(отсюда идёт отсчёт километража местных дорог)

Как же красиво и спокойно тут... Даже не верится, что в каких-то 15 км отсюда производились испытания радиологического оружия...

На Валааме долго не затупляли. В магазине поинтересовались, летает ли вертолёт — оказалось, летает, но хаотически, без чёткого расписания.

Правда, немного заблудились, решив выезжать на зимник другим путём, и метров сто :-) прошли по колено в снегу.

Наконец, выехали на лёд, и поехали в сторону Сортавалы, ориентируясь по вмороженным в лёд ёлкам, которыми провешан зимник к берегу.

Господи, как покатило! Просто обалденно. До 35 км/ч разгонялись, что для льда очень даже ничего. До первого значимого острова береговой зоны (острова Мустасари (Воспоминаний)) — а это около 20 км — досвистели примерно за час.


Немножко заблудились Небо над Валаамом Перекус на зимнике Мостки через трещину

Зимник в этом году шёл хитро — проходил между [] расположенными на одной прямой островками (один из которых остров Мустасари), а потом огибал их с северо-востока. А дальше — по проливу Маркатсимансалми, и выходил на берег около так называемой «дачи Винтера» [] (сейчас там, судя по всему, — неплохая турбаза).

Стоит отметить, что в проливах между островами береговой зоны — снег не был сдут. Небо расчистилось, солнышко палило нещадно, и снег быстро превратился в кашу, и наша скорость упала до 10–15 км/час. Но ехать, тем не менее, было вполне нормально. Под снегом кое-где была вода.


Небо над Мустасари Огибаем остров Риеккалансари Выход зимника на сушу Валаам — по стрелочке...

От дачи Винтера — по огибающей бухточку дорожке выехали на шоссе [] и поехали в Сортавалу.

Въехали в город. До поезда был ещё час — что, безусловно, крайне необычно для нас. Обычно мы катим на пределе, и успеваем/не_успеваем примерно в соотношении 3:1. :-)

Поэтому мы абсолютно не спеша закупили красного вина, крайне полезного для вывода радионуклидов :-), и приехали на вокзал [].

Любезные проводницы в подкидыше сами порекомендовали нам вагон, где с велосипедами будет удобнее. А поскольку был будний день — народу в подкидыше было мало (были, кстати, кайтеры, таскающие за собой барахло в ватрушке огромного диаметра). Правда, красненькое довольно быстро закончилось...

В Кузнечном оперативно пересели в электричку. В электричке встретили двух пареньков, катавшихся от Приозерска в сторону Куркийоки и залива Кочерга. Они рассказали, что снегу между островами полно, и много полыней. Один из них, в частности, в полынью и провалился.

Ну вот, собственно, и всё.

Всего за поход проехали 126 км, из которых 104 собственно льда.


Выводы.

А вывод, грубо говоря, один: нам ОЧЕНЬ повезло с погодой и с состоянием ледяного покрова. Именно поэтому мы за 24 часа ходового времени успели посмотреть столько всего. По соотношению «интересности»/«время» — это, безусловно, один из лучших походов, в которых мне довелось побывать.

А нет, есть ещё один вывод... Предположив, что на льду будет много воды, я поехал в резиновых сапогах, и было холодновато. А после того как сыграл в трещину — то ещё и мокровато. :-)


Хочется сказать «спасибо»!

Володе Павлюку — за дозиметр и за ценные советы по району и ледовой обстановке.

Мише Каменцеву — за карты и за шиповку, даденную мне на поход.

Оле Голубевой и Саше Кутищеву — за очень приятную компанию.


Журналисты и издатели!

Если у вас возникло желание написать статью про радиоактивную обстановку островов северного Приладожья (или на какую-то иную тему, так или иначе связанную с данным рассказом), то мы с удовольствием поделимся фотографиями в высоком разрешении. Ну или поможем в написании и ответим на вопросы, связывайтесь.

Кстати, на этот материал уже отозвались люди, проходящие срочную службу на острове Хейнясенма, а также принимавшие участие в вывозе радиоактивных отходов с этого острова. Отозвавшиеся готовы поделиться воспоминаниями.


Кое-какие дополнительные материалы.

  1. Все мои фотографии из этого похода (в виде таких же масюсеньких превьюшек, в том числе и не вошедшие в этот рассказ).

  2. Рассказ Саши Кутищева про этот же поход.

  3. GPS-данные из этого похода (трек и файл с ключевыми точками; архив 16 kb).

  4. Статья Олега Тарасова «Чёрная быль Ладоги» (эта же статья опубликована также, скажем, тут и тут, а вообще-то много где). Изначально статья была опубликована в газете «Ленинградская Правда», в номерах от 10-11-12 апреля 1991 года. Очень интересная статья!

  5. Статья «Немецкий миноносец на Ладоге» — краткое описание радиоактивно-боевой жизни корабля «Кит», впоследствии затопленного у острова Хейнясенма.

  6. Статья Виктора Терёшкина «Радиоактивные тайны ладожских островов» (эта же статья опубликована также тут и тут).

  7. Статья «Война на Ладоге (1941 — 1944)».

  8. Историческая справка по островам и мысам Ладоги (этот обзор также опубликован вот тут).

  9. Статья Н. Мамонтовой «Топонимика Приладожья».

  10. Сайт «Окрестности Петербурга» — много интересной информации, в том числе и по оборонительным укреплениям северо-запада.

  11. «Русский Фортификационный сайт».

  12. Рассказ Дмитрия Булавинова о велопоходе на остров Валаам по маршруту: Питкяранта — Валаам — Сортавала, совершённый в феврале 2003 года.

  13. Рассказ Лены Правенькой (тут или тут) о лыжном походе по маршруту: платформа «152-й км» — о.Кильпола — о-ва Хейнясенма — о. Микериккю — о. Валаам — о. Келисари — о-ва Крестовые — станция Ууксу, совершённом в январе 2003 года.

  14. Несколько статьей про радиоактивность (альфа-, бета- и гамма-излучения, что меряют дозиметром, а что радиометром, что опаснее и т.п.) — 1, 2, 3.

  15. А вот тут мы поможем поисковикам индексировать данную страничку :-) :
    Веркосари, Хейнясема, Хяйнесейма, Хяйнесенма, Хейнасенма, Сури, Микерикю, Мекерикке, Мюарка.


--
Дмитрий Булавинов

У вас есть вопросы, замечания, уточнения, пожелания, комментарии?
Свяжитесь со мной!


На главную страницу > Путешествия > Велопоход по радиоактивным могильникам Ладоги 
Связаться со мной