|
На главную страницу >
Путешествия >
|
|
Рассказ о велопоходе по горам Абхазии через горное селение Псху.
|
Фотографии Дмитрия Булавинова и Ильи Шварца. Для увеличения — тыкайте в превьюшку (фотографии от 25 до 125 Kb). |
Данный рассказ — не технический отчёт, а именно рассказ, то есть вольное описание путешествия, без всяких там списков снаряжения, должностей, килокалорий и проч.
Озеро Рица — Авадхара — пер. Анчхо (Пыв, 2030) — р. Агурипста (Бовю) — пос. Псху — р. Бзыбь — пер. Доу (1390) — р. Зап. Гумиста — пос. Шрома — г. Сухум.
Поехали с семьями на матрасный отдых в Абхазию, а именно в Старую Гагру к друзьям, и взяли с собой велики, на случай закатить там где-нибудь, если будет время и желание. Время и желание случились, и мы вдвоём с Ильёй Шварцем решили реализовать мою давнишнюю идею, которую не удалось осуществить в октябре 2002 года (рассказ про тот велопоход), а именно съездить на велосипедах в горное селение Псху, очень интересное в географическом, историческом и культурном плане. Сказано — сделано, и вот мы загрузились большой тусовкой в микроавтобус, и поехали на озеро Рица, одну из ключевых природных достопримечательностей Абхазии. Можно было, конечно, своим ходом до Рицы ехать, но это лишние сутки, тем более я на Рицу своим ходом уже ездил.
Оставили тусовку на озере (для них это был однодневный выезд в горы),
а сами поехали, как говориться, в рИальный поход.
Выехали с Рицы
[Примечание.
Дорога от Рицы до Авадхары представляет собой довольно разбитый
(а временами смытый дождями и ручьями и снесённый лавинами) асфальт,
тем не менее вполне проезжий даже для одноприводной легковушки.
Правда, при расстоянии около 16 км — набор высоты примерно 700 метров,
то есть особо шустро не вкрутишь, а кое-где и пешком пройтись возникает желание.
Вдоль дороги множество пересекающих её ручьев и речушек,
часто ниспадающих на неё водопадами.
Встречаются и родники
Встретили одиночного пешего туриста, который совершал схожее с нами
(в обратном направлении и пешее) путешествие.
Он рассказал, что нам придётся несладко при выходе из Псху к морю,
потому как во многих местах тропа не то что непроежаемая,
а труднопроходимая — прижимы, множество бродов и т.п.
«Хе-хе» — подумали мы, усомнившись в излишнем сгущении красок.
Как впоследствии выяснилось, путешественник не сильно приукрашивал...
Перед самой Авадхарой по мосту переехали реку,
взглянули на остатки бывшей всесоюзной здравницы
Покатили дальше, а точнее обратно.
Вернулись назад к отвилке
Почти сразу на повороте встретили семью с детьми, совершавшую пешее путешествие. Они планировали перебраться через перевал на лесовозе и добраться до Псху, а там остановиться и побродить по окрестным горам.
Сначала дорога идёт через густой лес.
Достаточно быстро подъехали к лесозаготовительной точке
Вскоре дорога вышла из густого леса и начала серпантинить, огибая складки гор. Растительность на пути от отвилки до перевала (около 9 км, набор 400 метров) — сменяет несколько географических поясов, от лиственных лесов до альпийских лугов.
По пути нам встретилось несколько лесовозов. При всей их немерянной мощи (в основном, автомобили «Урал») за одну ездку лесовоз перевозит всего 2-4 бревна, изредка 5, потому что брёвна ну очень толстые. В целом, дорога проходима для автомобиля, особо полноприводного, правда совсем уже наверху, около летовок, где живут пастухи и пасечники, дорога пересекает речушку, которая течёт в довольно глубоком овраге.
Наконец, около 18:30, вспучились на перевал Анчхо
На перевале обнаружили брошенный гружёный лесовоз со спущенным колесом (впоследствии выяснилось, что у него ещё движок стуканул). Также на перевале несколько памятных стелл, установленных в память военных действий Великой Отечественной войны.
Начало темнеть (а темнеет там катастрофически быстро),
и мы решили оперативно валить вниз до ближайшей воды и ровного места.
Не тут-то было: дорога, пересекая несколько ручьёв,
идёт по склону горы, и ровного места почти не сыскать.
Наконец нашли ровное место почти прямо на дороге
За день проехали около 30 км (из которых примерно половина асфальт). Набрали примерно 1100 метров, и примерно 600 сбросили.
С утра, выдвинувшись около 8:30, продолжили съезд с перевала. Дорога идёт примерно вдоль реки Агурипсты и имеет неслабый сброс, поэтому тормозные колодки снашиваются нещадно. Пересекли несколько раз саму речку и несколько её притоков.
Скоро выехали ко второму лесозаготовительному пункту
Временами моросил дождик, быстро сменявшийся солнышком. Обогнали семью с детьми, встреченную давеча у Авадхары. Они, как и планировали, переехали перевал на лесовозе и даже видели нас, собирающих манатки.
Местность стала поположе, и вскоре подъехали к первым хуторам перед Псху.
Около них мы перешли приток Агурипсты по мосту,
и — важно отметить — это был первый мост (и то пешеходный)
с того момента как мы съехали с асфальта около Авадхары,
так что не очень-то верьте картам с обилием мостов.
Увидели несколько старых могил
Несколько слов про Псху. Это селение, лежащее на высоте около 600 метров, со всех сторон окружено горами, в том числе ГКХ. В частности поэтому Псху играло важную стратегическую роль во время многих войн, происходивших на Кавказе. В наше время там живут в основном русские, много староверов. До недавних пор попасть в Псху можно было только по тропам через перевалы, да на самолётике. Сейчас туда ведёт дорога (поддерживаемая лесозаготовителями), по которой мы, собственно, и приехали. Много информации по истории Псху можно почерпнуть из книг, спикок которых приведён в конце этого рассказа (например, вот тут). Псху представляет собой главное селение, со школой, церковью, аэродромом и т.д., и несколько хуторов по 2-3 дома в неком отдалении от самого селения.
В самом Псху нам не встретилось ни одной живой человеческой души...
А вот дальше, на хуторе Битага, мы заехали немного не туда
и зашли во двор спросить дорогу.
Там встретили двух женщин, которые рассказали нам почему в Псху сейчас никого нет
(все на заготовке сена), а также сколько человек погибло,
пытаясь переходить Бзыбь вброд или пробуя сплавляться по ней
(ниже Псху эта крупнейшая река Абхазии входит в протяжённый глубокий каньон,
и там реальнейший жесткач).
А ещё они рассказали нам что за перевалом Доу живёт их знакомый Иван Саджая,
который изредка приходит к ним в гости
(«Правда, уже пару лет как не заходил ли, жив ли...»),
и ещё как тут неподалёку найти Михаила Третьякова, знатного пасечника.
И мы отправились к пасечнику.
Приехали к Третьякову
Поехали дальше, вверх по реке Бзыби, по правому (орографически) берегу. Довольно скоро луга закончились, и на этом наша езда на велосипедах тоже закончилась. Грубо говоря, на 2 дня.
Тропика шла по берегу Бзыби, временами теряясь в пойменных лугах,
а временами поднимаясь над частыми прижимами.
С одного из прижимов ведёт любопытная каменная лестница
Стемнело. И на лугу, у впадения в Бзыбь реки Решавы мы заночевали
За день проехали и прошли примерно 24 км, сбросив около 900 метров.
С утра встретили ещё одного путешественника, рыбачившего неподалёку (бывшего местного жителя Псху, приехавшего погостить в родные места). Он пожаловался, что рыбе позабивало жабры илом от наводнения, и потому её мало, и подтвердил наличие моста через Бзыбь.
Выдвинулись около 9:30 (пешком, велорюкзаки на спине), побрели разыскивать этот самый мост.
И чудом его не проскочили (тропа по этому берегу продолжается и за мостом).
Перешли Бзыбь по мосту
Сразу за мостом тропа раздваивается — налево, вверх по Бзыби, к перевалу Доу (1390), направо, вверх по Решаве, на Гудаутский перевал (1560). Гудаутский почти на 200 метров выше, но выход в цивилизацию через него короче. Мы, внемля советам местных (что там чаще ходят люди и перегоняется скот), решили переваливать через Доу.
Пошли вдоль Бзыби, уже по левому берегу.
Сначала тропа шла по лугам, изредка входя в лес.
Миновали летовку
Частенько, сжимаемая руслом и камнями, Бзыбь сильно подмывает берег, и образуются величественные обрывы.
В какой-то момент тропа отошла от Бзыби (урез воды примерно 600 метров), и начался набор высоты. На лугах тропа несколько раз терялась, но находилась. А в вековом буковом лесе, который сопровождает весь подъём до перевала, тропа нещадно петляет (серпантин, временами уклон до 30°), но везде очевидна. Частенько двигаться с велосипедами удавалось только в два приёма: первый раз с велосипедом, второй раз — с велорюкзаком. Несколько раз нас заставал сильный ливень, который мы пережидали под кронами величественнейших буков, а мелкий дождик и не прекращался. Перед самым подъёмом тропа идёт по каменистому руслу ручья, текущего буквально с перевала, и уклон там тоже довольно большой. Вокруг заросли рододендронов и папоротников.
Наконец, около 17:30, влезли на перевал Доу (1390)
Немного потупили и начали спускаться. Тропа идёт вдоль хребта, почти не теряя высоты. Тропа уверенная, но ехать тем не менее почти невозможно, много всяких ям, брёвен и т.п. Множество ручьёв и водопадиков. Временами, в разрывы облаков, видна долина Западной Гумисты, но всё быстро затягивает.
Стало темнеть, и мы заночевали прямо на тропинке
За день мы переместили наши велосипеды и барахло примерно на 8 км с набором около 800 метров.
С утра погода солнечная, мокрая земля стала парить, и стало очень влажно.
Выдвинулись около 9:30.
Тропа слилась
Сброс с перевала Доу составил около 900 метров.
Тропа пересекла приток Западной Гумисты
Увидели какие-то строения, по-видимому тот самый хутор Доуляка с хозяином Иваном, про которого нам рассказывали женщины в Псху. Но ворота были закрыты, и заходить мы не стали. Дорожка — то проезжая, то нет, и скачет с левого берега на правый несчётное число раз. Кое-где проще обходить прижимы по тропинке, чем переходить туда-сюда вброд, хотя броды не выше чем по колено. На большом открытом лугу увидали человека, отдыхающего под деревом. Оказалось, этот тот самый Иван Саджая, мимо хутора которого мы прошли. Побеседовали с ним и передали привет от женщин из Псху. Кстати, он рассказал что годом ранее тут проходил одиночный турист с велосипедом.
К обеду погода снова испортилась, пару раз прошёл ливень. В один из таких ливней нас нагнали три конника, и очень заинтересовались кто мы и что мы тут, собссно, делаем, да ещё и с велосипедами (наши следы они давным-давно видели, ещё на хребте, но никак не могли понять что это за такой аккуратный груз тут проволокли). Поехали дальше вместе (скорость коня и велосипеда по той дороге — оказались сопоставимыми).
Судя по карте, от деревни Адзыбжара (Двуречье) начинается вполне проезжая
для транспорта дорога, с мостами и всё такое,
и мы предполагали, что к вечеру вполне можно успеть в Сухум.
Но встреченные конники развеяли наши планы, сказали что дорога там тоже не ахти,
и предложили у них переночевать (вернее, не у них, а у их знакомого).
А мы, поглядев на дождь да на часы, с радостью приняли приглашение
Вечером долго пили чай и не только, беседовали о жизни в России и Абхазии,
сушили сёдла и фотоаппараты, сравнивали карты местности
и строили планы на будущее, катались на лошадях и делали сыр.
В частности выяснилось, что более-менее приличный конь
стоит столько же, сколько более-менее приличный велик
(порядка $200). Так что не всё так однозначно в велосипедном мире.
И наши попутчики (Алхас, Арсен, Вартан — привет!), и гостеприимный хозяин домика в Двуречье (Мушний, здравствуйте!) оказались приятнейшими и весьма образованными людьми, и спать легли мы довольно поздно.
За день мы прошли и проехали около 16 км с потерей высоты примерно 1200 метров.
С утра, выехав около 7:30, поехали дальше вместе с конниками вниз по Западной Гумисте.
Много бродов, самый непростой из которых
Дальше бродов уже не было, но было два добротных железных моста
(
Между мостами расположена Сухумская ГЭС
За ГЭС нам потребовался неотложный ремонт — одна из лошадей расковалась, пришлось подковывать в полевых условиях.
Вскоре расстались с нашими друзьями, мы поехали по дороге в Сухум, а они напрямик в Гудауту. В какой-то момент, не заметив размыв на дороге, я чуть не свалился с обрыва в реку, вернее чуть-чуть свалился, но Шварц меня вытащил. Дорога стала совсем нормальной, чисто щебёнка. В Ахалшени заезжать не стали (уже начали вовсю спешить) и поехали в Шрому, путь к которой преграждала Восточная Гумиста. Местные жители предупреждали нас, что Восточная Гумиста намного быстрее и полноводнее Западной, и что брод через неё довольно проблематичен. Также было известно, что длинный бетонный мост, обозначенный на карте, смыт рекой. Не заезжая, миновали лежащую у слияния Западной и Восточной Гумисты древнюю православную святыню Каманы, где находится монастырь. Посмотрели мост. Да, действительно смыт...
Подъехали к броду
Шварц поначалу отказывался от страховки, типа «какая фигня, и так перейду», но всё-таки сдался перед моими доводами. Я привязал верёвку к нему, а его — к велосипеду, и он уныло побрёл. Основная стремнина — на дальнем (от нас) берегу, и там Шварца почти смыло, но он выстоял и вел не бросил. С трудом выбрался на берег, верёвки хватило тык впритык. Потом, кстати, очень радовался, что был пристрахован. Потом Шварц организовал точку страховки уже на том берегу (там много деревьев), и пошёл я... Дошёл до середины, и тут слышу урчание мотора. Так и есть: УАЗик в попутном направлении. Отполз я обратно, и напросился на перевозку. Оказалось, едут священники из Каман. Реально, человек в подряснике до пят — заправски, как на 4x4 трофи-рейде, включает передачи/дифференциалы. Я втиснулся в кабину, а велик прицепил сзади на запаску. Священники рассказали как вчера такой УАЗик застрял в реке, и пассажиры линяли через крышу. Но мы смело въехали в речку и с Божьей помощью переехали. Правда, у меня в реке с велика смыло фляжку и карту, которые я забыл снять, но это мелочи. А ещё священники рассказали, что на разрушенном мосту — наведена переправа для людей, типа натянут трос на двух блоках, а на нём люлька. Человек садится в люльку и сам себя перетаскивает. Эх, жаль, мы про это заранее не знали, а рассматривая мост издалека — не заметили такую необычную переправу. На том берегу перекусили, встретили два встречных УАЗика, в которых ехали наши земляки из Санкт-Петербурга, и поехали в Шрому.
В Шроме начался асфальт, по которому мы бодренько съехали в Сухум
(где нас, кстати, остановили ГАИ-шники, просто на поболтать),
у вокзала
За день проехали около 50 километров, из которых 12 асфальта.
Всего за поход прошли-проехали около 115 км, из которых примерно 25 км асфальта,
65 км проезжих грунтовок и 25 км горных пешеходных троп.
Да, это более чем немного, зато эти километрики оказались очень насыщенными.
Ну вот, собственно, и всё.
Ан нет, не всё — в Гагре продолжили пижонский отдых —
море / пляж / чача / вино / девушки и проч.
Форуму на сайте www.abhazia.com и лично Юрию Соловьёву — за ценные советы по району. Наде Фёдоровой — за палатку, даденную нам на поход. Володе Сабурову и Саше Кутищеву — за GPS, даденный нам на поход. Всем-всем-всем встреченным нами жителям Абхазии — за гостеприимство, доброту и искренность намерений.
Ну и самой Абхазии — за то что там так хорошо.
|
|
На главную страницу >
Путешествия >
|