Мой логотип
На главную страницу > Путешествия > Велопоход по горам Абхазии 
Связаться со мной

Рассказ о велопоходе по горам Абхазии через горное селение Псху.
[31.07.2005 — 04.08.2005]


Фотографии Дмитрия Булавинова и Ильи Шварца.
Для увеличения — тыкайте в превьюшку (фотографии от 25 до 125 Kb).

Данный рассказ — не технический отчёт, а именно рассказ, то есть вольное описание путешествия, без всяких там списков снаряжения, должностей, килокалорий и проч.


Маршрут

Озеро Рица — Авадхара — пер. Анчхо (Пыв, 2030) — р. Агурипста (Бовю) — пос. Псху — р. Бзыбь — пер. Доу (1390) — р. Зап. Гумиста — пос. Шрома — г. Сухум.


Схема велопохода (110 Kb)
    Схема похода — открывается в новом окне (110 Kb).

Ссылки на нормальные карты, на GPS-привязки к ним и на GPS-данные этого путешествия — приведены в конце данного повествования.


Преамбула

Поехали с семьями на матрасный отдых в Абхазию, а именно в Старую Гагру к друзьям, и взяли с собой велики, на случай закатить там где-нибудь, если будет время и желание.

Время и желание случились, и мы вдвоём с Ильёй Шварцем решили реализовать мою давнишнюю идею, которую не удалось осуществить в октябре 2002 года (рассказ про тот велопоход), а именно съездить на велосипедах в горное селение Псху, очень интересное в географическом, историческом и культурном плане.

Сказано — сделано, и вот мы загрузились большой тусовкой в микроавтобус, и поехали на озеро Рица, одну из ключевых природных достопримечательностей Абхазии. Можно было, конечно, своим ходом до Рицы ехать, но это лишние сутки, тем более я на Рицу своим ходом уже ездил.


[31.07.2005]

Оставили тусовку на озере (для них это был однодневный выезд в горы), а сами поехали, как говориться, в рИальный поход. Выехали с Рицы [] около полудня, и покатили в сторону бывшего курорта всесоюзного значения Авадхары.

[Примечание.
Здесь и далее значком [Вот как раз сюда подносить мышку нет никакого смысла, это же значок-пример. :-) Попробуйте в другие] обозначены координаты места, о котором идёт речь, в системе координат «Pulkovo 1942». Поднесите мышку к значку, и в качестве alt-текста подсветятся координаты места. Не факт, правда, что это кому-нибудь пригодится, но тем не менее... Точки были выковыряны из GPS-данных из похода, и дополнительно уточнены с помощью цифровых фотографий. И всё же полностью исключать ошибки не стоит. Вот непосредственно в самих GPS-данных из похода, ссылка на которые приведена в конце этого рассказа, ошибок точно нет.]

Дорога от Рицы до Авадхары представляет собой довольно разбитый (а временами смытый дождями и ручьями и снесённый лавинами) асфальт, тем не менее вполне проезжий даже для одноприводной легковушки. Правда, при расстоянии около 16 км — набор высоты примерно 700 метров, то есть особо шустро не вкрутишь, а кое-где и пешком пройтись возникает желание. Вдоль дороги множество пересекающих её ручьев и речушек, часто ниспадающих на неё водопадами. Встречаются и родники [].


Озеро Рица с высоты Придорожный водопадик Дорога на Авадхару Родник у дороги
Озеро Рица с высоты Придорожный водопадик Дорога на Авадхару Родник у дороги

Встретили одиночного пешего туриста, который совершал схожее с нами (в обратном направлении и пешее) путешествие. Он рассказал, что нам придётся несладко при выходе из Псху к морю, потому как во многих местах тропа не то что непроежаемая, а труднопроходимая — прижимы, множество бродов и т.п. «Хе-хе» — подумали мы, усомнившись в излишнем сгущении красок. Как впоследствии выяснилось, путешественник не сильно приукрашивал... :-)

Перед самой Авадхарой по мосту переехали реку, взглянули на остатки бывшей всесоюзной здравницы [], и около 14 часов были у первого минерального источника []. У источника — какой-то аншлаг, народ набирает минералку во всё что только можно. Мы тоже попили этой водички и перекусили.


Бывший курорт всесоюзного значения Авадхара Бывший курорт всесоюзного значения Авадхара Бывший курорт всесоюзного значения Авадхара
Бывший курорт всесоюзного значения Авадхара

Покатили дальше, а точнее обратно. Вернулись назад к отвилке [], с которой начинается горная дорога на перевал Анчхо, и начали подъём по этой посыпанной щебёнкой грунтовке. Основное назначение дороги в настоящее время — вывоз леса, преимущественно бука, из долин Псху.

Почти сразу на повороте встретили семью с детьми, совершавшую пешее путешествие. Они планировали перебраться через перевал на лесовозе и добраться до Псху, а там остановиться и побродить по окрестным горам.

Сначала дорога идёт через густой лес. Достаточно быстро подъехали к лесозаготовительной точке [], куда свозят буковый лес с той стороны перевала Анчхо.

Вскоре дорога вышла из густого леса и начала серпантинить, огибая складки гор. Растительность на пути от отвилки до перевала (около 9 км, набор 400 метров) — сменяет несколько географических поясов, от лиственных лесов до альпийских лугов.


Буковые брёвнышки Авадхара с высоты Массив Анчхо Порой хочется пройтись
Буковые брёвнышки Авадхара с высоты Массив Анчхо Порой хочется пройтись

По пути нам встретилось несколько лесовозов. При всей их немерянной мощи (в основном, автомобили «Урал») за одну ездку лесовоз перевозит всего 2-4 бревна, изредка 5, потому что брёвна ну очень толстые.

В целом, дорога проходима для автомобиля, особо полноприводного, правда совсем уже наверху, около летовок, где живут пастухи и пасечники, дорога пересекает речушку, которая течёт в довольно глубоком овраге.


Вид на перевал Анчхо Гора Анчхо Долина перед перевалом
Вид на перевал Анчхо Гора Анчхо Долина перед перевалом

Наконец, около 18:30, вспучились на перевал Анчхо [] (2030 м). С него открываются отличные виды — горный массив Арабика на западе, гора Анчхо (2700) на юге и Главный Кавказский хребет на северо-западе. Красота необычайная!


Лесовоз на перевале «Сегодня солнце зашло за тучи...» Главный Кавказский хребет Долина Агурипсты
Лесовоз на перевале «Сегодня солнце зашло за тучи...» Главный Кавказский хребет Долина Агурипсты

На перевале обнаружили брошенный гружёный лесовоз со спущенным колесом (впоследствии выяснилось, что у него ещё движок стуканул). Также на перевале несколько памятных стелл, установленных в память военных действий Великой Отечественной войны.

Начало темнеть (а темнеет там катастрофически быстро), и мы решили оперативно валить вниз до ближайшей воды и ровного места. Не тут-то было: дорога, пересекая несколько ручьёв, идёт по склону горы, и ровного места почти не сыскать. Наконец нашли ровное место почти прямо на дороге [], и остановились на ночлег.

За день проехали около 30 км (из которых примерно половина асфальт). Набрали примерно 1100 метров, и примерно 600 сбросили.


Перевал позади Снежнички в долине Агурипсты Спуск с перевала
Перевал позади Снежнички в долине Агурипсты Спуск с перевала


[01.08.2005]

С утра, выдвинувшись около 8:30, продолжили съезд с перевала. Дорога идёт примерно вдоль реки Агурипсты и имеет неслабый сброс, поэтому тормозные колодки снашиваются нещадно. Пересекли несколько раз саму речку и несколько её притоков.


Лагерь на дороге Дорога имеет неплохой сброс Очередной брод Деревья, принесённые рекой
Лагерь на дороге Дорога имеет неплохой сброс Очередной брод Деревья, принесённые рекой

Скоро выехали ко второму лесозаготовительному пункту [], где буковые брёвна грузят на лесовозы и откуда их вывозят через перевал в цивилизацию. Лесозаготовители очень радушно встретили нас, бросили свою работу, начали с нами беседовать. Приятнейшие люди! Кстати, пожурили нас за стоянку почти на дороге, говорят, мол, а вдруг не совсем трезвый водила поедет — задавит нафиг. Всё норовили обедом накормить, но мы поехали дальше.


Природе несладко... Погрузка бревна Колоритные лесозаготовители Беседы
Природе несладко... Погрузка бревна Колоритные лесозаготовители Беседы

Временами моросил дождик, быстро сменявшийся солнышком. Обогнали семью с детьми, встреченную давеча у Авадхары. Они, как и планировали, переехали перевал на лесовозе и даже видели нас, собирающих манатки.

Местность стала поположе, и вскоре подъехали к первым хуторам перед Псху. Около них мы перешли приток Агурипсты по мосту, и — важно отметить — это был первый мост (и то пешеходный) с того момента как мы съехали с асфальта около Авадхары, так что не очень-то верьте картам с обилием мостов. Увидели несколько старых могил [] — солдат, тут воевавших и погибших туристов.


Очередной брод Могила туриста
Очередной брод Могила туриста

Несколько слов про Псху. Это селение, лежащее на высоте около 600 метров, со всех сторон окружено горами, в том числе ГКХ. В частности поэтому Псху играло важную стратегическую роль во время многих войн, происходивших на Кавказе. В наше время там живут в основном русские, много староверов. До недавних пор попасть в Псху можно было только по тропам через перевалы, да на самолётике. Сейчас туда ведёт дорога (поддерживаемая лесозаготовителями), по которой мы, собственно, и приехали.

Много информации по истории Псху можно почерпнуть из книг, спикок которых приведён в конце этого рассказа (например, вот тут).

Псху представляет собой главное селение, со школой, церковью, аэродромом и т.д., и несколько хуторов по 2-3 дома в неком отдалении от самого селения.


Главная улица Псху Церковь Школа Пекарня (по-видимому, не работающая)
Главная улица Псху Церковь Школа Пекарня
(по-видимому, не работающая)

В самом Псху нам не встретилось ни одной живой человеческой души...


Свиньи – 1 Свиньи – 2 :-) Где-то внизу  — Бзыбь Упавшее дерево, превращённое в мостик
Свиньи – 1 Свиньи – 2 :-) Где-то внизу — Бзыбь Упавшее дерево,
превращённое в мостик

А вот дальше, на хуторе Битага, мы заехали немного не туда и зашли во двор спросить дорогу. Там встретили двух женщин, которые рассказали нам почему в Псху сейчас никого нет (все на заготовке сена), а также сколько человек погибло, пытаясь переходить Бзыбь вброд или пробуя сплавляться по ней (ниже Псху эта крупнейшая река Абхазии входит в протяжённый глубокий каньон, и там реальнейший жесткач). А ещё они рассказали нам что за перевалом Доу живёт их знакомый Иван Саджая, который изредка приходит к ним в гости («Правда, уже пару лет как не заходил ли, жив ли...»), и ещё как тут неподалёку найти Михаила Третьякова, знатного пасечника. И мы отправились к пасечнику. :-)

Приехали к Третьякову [], купили у него килограмма по 3 отличнейшего мёда (эх, мало, но больше бы не упёрли), и побеседовали с его хозяйкой Еленой Ивановной. Она рассказала нам, что они ведут почти натуральное хозяйство и покупают только муку, сахар и соль. Угостила нас хлебом с сыром и мёдом — всё превкуснейшее! — и рассказала своё видение вопроса куда нам ехать дальше. Она не была уверена что мост через Бзыбь сейчас существует, но если и существует — то километрах в 7 вверх по течению Бзыби. И ещё она сказала, что если мы не будем особо тормозить, то к темноте будем на перевале... Пожелала ангела-хранителя в дорогу, и мы покинули сей гостеприимный дом.


Михаил Третьяков В гостях Мёд
Михаил Третьяков В гостях Мёд

Поехали дальше, вверх по реке Бзыби, по правому (орографически) берегу. Довольно скоро луга закончились, и на этом наша езда на велосипедах тоже закончилась. Грубо говоря, на 2 дня.


Куда бы нам поехать? Луга
Куда бы нам поехать? Луга

Тропика шла по берегу Бзыби, временами теряясь в пойменных лугах, а временами поднимаясь над частыми прижимами. С одного из прижимов ведёт любопытная каменная лестница [], скорее всего нерукотворного происхождения. Около неё встретили жителя Псху, возвращающегося домой. Он сильно нас обрадовал, сообщив что мост через Бзыбь сейчас реально существует, хотя до него ещё довольно прилично, и сказал что на перевал Доу (а он как раз шёл оттуда) тропа получше чем на соседний, потому как в основном через Доу гоняют скот с приморских районов Абхазии на пастбища в горах.


Прижим Каменная лестница Последние метры езды Первые метры пешком
Прижим Каменная лестница Последние метры езды Первые метры пешком

Стемнело. И на лугу, у впадения в Бзыбь реки Решавы мы заночевали [].


Бзыбь На бережку Слияние Решавы и Бзыби
Бзыбь На бережку Слияние Решавы и Бзыби

За день проехали и прошли примерно 24 км, сбросив около 900 метров.


[02.08.2005]

С утра встретили ещё одного путешественника, рыбачившего неподалёку (бывшего местного жителя Псху, приехавшего погостить в родные места). Он пожаловался, что рыбе позабивало жабры илом от наводнения, и потому её мало, и подтвердил наличие моста через Бзыбь.

Выдвинулись около 9:30 (пешком, велорюкзаки на спине), побрели разыскивать этот самый мост. И чудом его не проскочили (тропа по этому берегу продолжается и за мостом). Перешли Бзыбь по мосту [], и в очередной раз задумались, куда ж мы всё-таки хотим попасть.


Утро на берегу Мост через Бзыбь Вид с моста вниз по течению
Утро на берегу Мост через Бзыбь Вид с моста вниз по течению

Сразу за мостом тропа раздваивается — налево, вверх по Бзыби, к перевалу Доу (1390), направо, вверх по Решаве, на Гудаутский перевал (1560). Гудаутский почти на 200 метров выше, но выход в цивилизацию через него короче. Мы, внемля советам местных (что там чаще ходят люди и перегоняется скот), решили переваливать через Доу.

Пошли вдоль Бзыби, уже по левому берегу. Сначала тропа шла по лугам, изредка входя в лес. Миновали летовку [] и неподалёку от неё — памятный знак, посвящённый военным действиям в августе 1942 года. Пересекли несколько притоков Бзыби, довольно глубоко прорезавших местность и заваленных камнями и упавшими стволами.


В лугах Памятный знак По брёвнам... ... и по сыпухе
В лугах Памятный знак По брёвнам... ... и по сыпухе

Частенько, сжимаемая руслом и камнями, Бзыбь сильно подмывает берег, и образуются величественные обрывы.


Бзыбь Обрыв Зажатое камнями русло Живописный ручеёк
Бзыбь Обрыв Зажатое камнями русло Живописный ручеёк

В какой-то момент тропа отошла от Бзыби (урез воды примерно 600 метров), и начался набор высоты. На лугах тропа несколько раз терялась, но находилась. А в вековом буковом лесе, который сопровождает весь подъём до перевала, тропа нещадно петляет (серпантин, временами уклон до 30°), но везде очевидна. Частенько двигаться с велосипедами удавалось только в два приёма: первый раз с велосипедом, второй раз — с велорюкзаком.

Несколько раз нас заставал сильный ливень, который мы пережидали под кронами величественнейших буков, а мелкий дождик и не прекращался.

Перед самым подъёмом тропа идёт по каменистому руслу ручья, текущего буквально с перевала, и уклон там тоже довольно большой. Вокруг заросли рододендронов и папоротников.


Недетский уклон Пережидание дождя В зарослях рододендрона Тропа идёт по руслу
Недетский уклон Пережидание дождя В зарослях рододендрона Тропа идёт по руслу

Наконец, около 17:30, влезли на перевал Доу (1390) []. Множество обелисков. И туман такой, что не видно ничего. Сидим, натурально, в облаке.


На перевале Доу Вид в долину Бзыби Вид в долину Зап. Гумисты
На перевале Доу Вид в долину Бзыби Вид в долину Зап. Гумисты

Немного потупили и начали спускаться. Тропа идёт вдоль хребта, почти не теряя высоты. Тропа уверенная, но ехать тем не менее почти невозможно, много всяких ям, брёвен и т.п. Множество ручьёв и водопадиков. Временами, в разрывы облаков, видна долина Западной Гумисты, но всё быстро затягивает.


Илья Шварц Дима Булавинов Где-то в той стороне — море
Илья Шварц Дима Булавинов Где-то в той стороне — море

Стало темнеть, и мы заночевали прямо на тропинке [], потом что ровного места там минимум. Всю ночь лил дождь. Зато хоть никакое стадо по тропе не проходило. :-)

За день мы переместили наши велосипеды и барахло примерно на 8 км с набором около 800 метров. :-)


[03.08.2005]

С утра погода солнечная, мокрая земля стала парить, и стало очень влажно. Выдвинулись около 9:30. Тропа слилась [] с другой тропой, ведущей на перевал Ачовчар (1795, к западу от Доу), и стала стремительно терять высоту, серпантиня по отрогу хребта.


Лагерь на тропе Спуск по серпантину Толстое дерево в зелёных тонах
Лагерь на тропе Спуск по серпантину Толстое дерево в зелёных тонах

Сброс с перевала Доу составил около 900 метров. Тропа пересекла приток Западной Гумисты [], и около урочища Доуляка превратилась в более-менее пригодную для езды дорожку. Мы наконец оседлали велосипеды и покатили к морю, вниз по Западной Гумисте.


Очередной брод К вопросу о сухости ног Наконец-то покатили
Очередной брод К вопросу о сухости ног Наконец-то покатили

Увидели какие-то строения, по-видимому тот самый хутор Доуляка с хозяином Иваном, про которого нам рассказывали женщины в Псху. Но ворота были закрыты, и заходить мы не стали. Дорожка — то проезжая, то нет, и скачет с левого берега на правый несчётное число раз. Кое-где проще обходить прижимы по тропинке, чем переходить туда-сюда вброд, хотя броды не выше чем по колено.

На большом открытом лугу увидали человека, отдыхающего под деревом. Оказалось, этот тот самый Иван Саджая, мимо хутора которого мы прошли. Побеседовали с ним и передали привет от женщин из Псху. Кстати, он рассказал что годом ранее тут проходил одиночный турист с велосипедом.


Западная Гумиста в верховьях Иван Саджая рассказывает дорогу
Западная Гумиста в верховьях Иван Саджая рассказывает дорогу

К обеду погода снова испортилась, пару раз прошёл ливень. В один из таких ливней нас нагнали три конника, и очень заинтересовались кто мы и что мы тут, собссно, делаем, да ещё и с велосипедами (наши следы они давным-давно видели, ещё на хребте, но никак не могли понять что это за такой аккуратный груз тут проволокли). Поехали дальше вместе (скорость коня и велосипеда по той дороге — оказались сопоставимыми).

Судя по карте, от деревни Адзыбжара (Двуречье) начинается вполне проезжая для транспорта дорога, с мостами и всё такое, и мы предполагали, что к вечеру вполне можно успеть в Сухум. Но встреченные конники развеяли наши планы, сказали что дорога там тоже не ахти, и предложили у них переночевать (вернее, не у них, а у их знакомого). А мы, поглядев на дождь да на часы, с радостью приняли приглашение [].

Вечером долго пили чай и не только, беседовали о жизни в России и Абхазии, сушили сёдла и фотоаппараты, сравнивали карты местности и строили планы на будущее, катались на лошадях и делали сыр. В частности выяснилось, что более-менее приличный конь стоит столько же, сколько более-менее приличный велик (порядка $200). Так что не всё так однозначно в велосипедном мире. :-)

И наши попутчики (Алхас, Арсен, Вартан — привет!), и гостеприимный хозяин домика в Двуречье (Мушний, здравствуйте!) оказались приятнейшими и весьма образованными людьми, и спать легли мы довольно поздно.


В гостях Наши гнилые понты Так делают сыр Можно пробовать
В гостях Наши гнилые понты Так делают сыр Можно пробовать

За день мы прошли и проехали около 16 км с потерей высоты примерно 1200 метров.


[04.08.2005]

С утра, выехав около 7:30, поехали дальше вместе с конниками вниз по Западной Гумисте. Много бродов, самый непростой из которых [] — через речку Чедым (левый приток Западной Гумисты, после которого река становится намного полноводнее).

Дальше бродов уже не было, но было два добротных железных моста ([] и []), и дорога стала вполне проезжей (это были первые мосты после моста через Бзыбь двое суток назад).

Между мостами расположена Сухумская ГЭС []. Эта ГЭС — очень интересное гидротехническое сооружение: между Восточной Гумистой, текущей за соседним хребтом, и Западной Гумистой, вдоль которой ехали мы — перепад высоты 400 метров, и сквозь хребет пробито несколько туннелей, по которым вода спускается из одной реки в другую, и эта вода крутит турбины ГЭС. В настоящее время эта ГЭС не эксплуатируется, хотя вся «начинка» — вроде как жива.


Всадники на марше Здание СухумГЭС
Всадники на марше Здание СухумГЭС

За ГЭС нам потребовался неотложный ремонт — одна из лошадей расковалась, пришлось подковывать в полевых условиях.


В целом, никто никуда не спешит Подковывание на коленке Даже коню смешно Жеребёнок
В целом, никто никуда не спешит Подковывание на коленке Даже коню смешно Жеребёнок

Вскоре расстались с нашими друзьями, мы поехали по дороге в Сухум, а они напрямик в Гудауту. В какой-то момент, не заметив размыв на дороге, я чуть не свалился с обрыва в реку, вернее чуть-чуть свалился, но Шварц меня вытащил.

Дорога стала совсем нормальной, чисто щебёнка. В Ахалшени заезжать не стали (уже начали вовсю спешить) и поехали в Шрому, путь к которой преграждала Восточная Гумиста. Местные жители предупреждали нас, что Восточная Гумиста намного быстрее и полноводнее Западной, и что брод через неё довольно проблематичен. Также было известно, что длинный бетонный мост, обозначенный на карте, смыт рекой.

Не заезжая, миновали лежащую у слияния Западной и Восточной Гумисты древнюю православную святыню Каманы, где находится монастырь. Посмотрели мост. Да, действительно смыт...

Подъехали к броду []. Да, река и впрямь мощна, а вода в ней (в отличие от Западной) — мутная, и оценить где разумнее переходить вброд проблематично. Сначала хотели подождать — вдруг кто-нибудь проедет в попутном направлении, но потом решили сами перейти. Решили что где идёт дорога — самое разумное место для переправы. На случай вот таких стремноватых бродов у нас была с собой верёвка, 30 метров 6-ки. Организовали точку страховки (через велосипед с наступанием на оный, потому как больше ничего на берегу не было такого, за что бы можно было зацепиться).


Дробильный механизм около Каман Готовимся к переправе
Дробильный механизм
около Каман
Готовимся к переправе

Шварц поначалу отказывался от страховки, типа «какая фигня, и так перейду», но всё-таки сдался перед моими доводами. Я привязал верёвку к нему, а его — к велосипеду, и он уныло побрёл. Основная стремнина — на дальнем (от нас) берегу, и там Шварца почти смыло, но он выстоял и вел не бросил. С трудом выбрался на берег, верёвки хватило тык впритык. Потом, кстати, очень радовался, что был пристрахован.

Потом Шварц организовал точку страховки уже на том берегу (там много деревьев), и пошёл я... Дошёл до середины, и тут слышу урчание мотора. Так и есть: УАЗик в попутном направлении. Отполз я обратно, и напросился на перевозку.

Оказалось, едут священники из Каман. Реально, человек в подряснике до пят — заправски, как на 4x4 трофи-рейде, включает передачи/дифференциалы. Я втиснулся в кабину, а велик прицепил сзади на запаску. Священники рассказали как вчера такой УАЗик застрял в реке, и пассажиры линяли через крышу. Но мы смело въехали в речку и с Божьей помощью переехали. Правда, у меня в реке с велика смыло фляжку и карту, которые я забыл снять, но это мелочи.

А ещё священники рассказали, что на разрушенном мосту — наведена переправа для людей, типа натянут трос на двух блоках, а на нём люлька. Человек садится в люльку и сам себя перетаскивает. Эх, жаль, мы про это заранее не знали, а рассматривая мост издалека — не заметили такую необычную переправу.

На том берегу перекусили, встретили два встречных УАЗика, в которых ехали наши земляки из Санкт-Петербурга, и поехали в Шрому.


УАЗику всё нипочём
УАЗику всё нипочём

В Шроме начался асфальт, по которому мы бодренько съехали в Сухум (где нас, кстати, остановили ГАИ-шники, просто на поболтать), у вокзала [] загрузились в маршрутку (оба велика влезли за задние сиденья «Газели») — очень неохота было вкручивать до Гагры по шоссе — и вернулись домой, в Старую Гагру.


Начало асфальта Обелиск в Шроме Ещё один обелиск
Начало асфальта Обелиск в Шроме Ещё один обелиск

За день проехали около 50 километров, из которых 12 асфальта.

Всего за поход прошли-проехали около 115 км, из которых примерно 25 км асфальта, 65 км проезжих грунтовок и 25 км горных пешеходных троп. Да, это более чем немного, зато эти километрики оказались очень насыщенными. :-)

Ну вот, собственно, и всё.

Ан нет, не всё — в Гагре продолжили пижонский отдых — море / пляж / чача / вино / девушки и проч. :-)


Хочется сказать «спасибо»!

Форуму на сайте www.abhazia.com и лично Юрию Соловьёву — за ценные советы по району.

Наде Фёдоровой — за палатку, даденную нам на поход.

Володе Сабурову и Саше Кутищеву — за GPS, даденный нам на поход.

Всем-всем-всем встреченным нами жителям Абхазии — за гостеприимство, доброту и искренность намерений.

Ну и самой Абхазии — за то что там так хорошо. :-)


Выводы.

  1. В Абхазии по-прежнему очень душевно.

  2. На конях по горам — пошустрее будет чем на великах. :-)


Кое-какие дополнительные материалы.

  1. Все мои фотографии из этого похода (в виде таких же масюсеньких превьюшек, в том числе и не вошедшие в этот рассказ).

  2. Все фотографии Ильи Шварца из этого похода (в виде таких же масюсеньких превьюшек, в том числе и не вошедшие в этот рассказ).

  3. GPS-данные из этого похода (трек и файлы с ключевыми точками; архив 100 kb; не забудьте прочитать файл read_me.txt, имеющийся в этом архиве).

  4. Топографические карты Абхазии (масштаб 1:100000) с привязками к ним; в этом походе использовались листы K-37-022, K-37-034, K-37-035.

  5. «Псху» — описание окрестностей Псху со спортивно-туристской точки зрения (глава из книги Н. Д. Бондарева «В горах Абхазии», М., «Физкультура и спорт», 1981). Также эта книга (вся книга одной страницей весом 440 Kb) есть вот тут.

  6. «В Псху и к Чёрному морю» — ещё одно описание окрестностей Псху со спортивно-туристской точки зрения (глава из книги В. Арсенина, Н. Бондарева, Э. Сергиевского «Горные путешествия по Западному Кавказу», М., «Физкультура и спорт», 1976). Также эта книга (вся книга одной страницей весом 650 Kb) есть вот тут.

  7. Е. Е. Холодовский, «По горной Абхазии» (М.-Л., «Физкультура и спорт», 1931) — описание окрестностей Псху, особо любопытное из-за года издания книги.

  8. Зинаида Рихтер, «В солнечной Абхазии и Хевсуретии» (М.-Л., «Физкультура и туризм», 1930) — описание жизни в Абхазии, особо интересное из-за пола автора и года издания книги.

  9. Список книг о путешествиях по Западному Кавказу (часть книг из этого списка была упомянута в списке выше).

  10. «Псху. Затерянный рай» — любопытный очерк А. Лебедевой.

  11. Сайт www.abhazia.com и форум на оном — много информации о жизни в Абхазии, в том числе и об активном туризме там.

  12. Краткий рассказ Владимира Петрова о совершённом в 2003 году пешем путешествии (тем же маршрутом, что и данное повествование).

  13. «По следам Сандро из Чегема» — рассказ Павла Косенко о пешем путешествии в тех краях, совершённом в сентябре 2005 года.

  14. Рассказ Дмитрия Булавинова о велопоходе по Абхазии в октябре 2002 года.

  15. А вот тут мы поможем поисковикам индексировать данную страничку :-) :
    Абхазия, Апсны, Страна Души, Рица, Лашипсе, Авадхара, Ауадхара, Анчхо, Анчха, Пыв, Агурипста, Бовю, Бавю, Санчара, Битага, Бетага, Рикза, Серебряное, Решава, Решевие, Доуляка, Гумиста, Адзыбжара, Двуречье, Ахалшени, Каман, Каманы, Шрома.


--
Дмитрий Булавинов

У вас есть вопросы, замечания, уточнения, пожелания, комментарии?
Свяжитесь со мной!


На главную страницу > Путешествия > Велопоход по горам Абхазии 
Связаться со мной