|
На главную страницу >
Путешествия >
|
|
Рассказ о лыжном походе по Финскому заливу через остров Сескар.
|
Фотографии Дмитрия Булавинова. Для увеличения тыкайте в превьюшку (фотографии от 8 до 95 Kb). |
Мыс Колгомпя остров Сескар мыс Стирсудден (Озерки).
Ссылки на GPS-данные этого путешествия приведены в конце данного повествования.
Уже давно хотелось прошвырнуться по льду Финского залива на великах. По Ладоге же (на Валаам и другие острова) только ленивый не катался, особо в последние 2-3 года, когда озеро замерзало чуть ли не целиком. а вот по заливу и чтоб не около Питера/Кронштадта, а «по-настоящему», вдалеке от берегов мало кто. Глобально у путешествия по заливу есть две объективные сложности пограничники и фарватеры. Дело в том что все острова восточной (Российской) части Финского залива всё что западнее Кронштадта вплоть до границ с Эстонией и Финляндией мрачная погранзона, и попасть туда официально почти анриал, за исключением разве что острова Гогланд, на котором сейчас бурно развивается попсационный турбизнес, и официально попасть на который можно вертолётом (откуда изволите) и теплоходом (от Приморска). Дык вот, первой сложности (погранзона и пограничники) мы решили не уделять особо много раздумий, понадеявшись на русский авось и на красивую легенду что едем, мол, изучать ситуацию с птичьим гриппом в регионе (типа будем трупы чаек на островах искать); а вот второй сложности (преодоление фарватеров) уделили, и много. Был написан анонс, в котором аккумулировались мысли по поводу фарватеров, высказанные на интернет-форумах и приватно. Поскольку предполагалось, что в худшем случае фарватеры будут в виде снежно-ледовой каши с бултыхающимися в ней глыбами льда, самой разумной технологией было признано перешагивание (переползание) по надувным ватрушкам с последующим возвратом оных на исходный берег за страховочные верёвки. Но практического опыта ни у кого не было, и вышеизложенное было лишь праздной теорией дилетантов.
Для реализации этой теории мы решили взять с собой великую кучу всякой фигни, как то:
2 огромных ватрушки, пластиковую надувную лодку,
3 верёвки по 50 метров, кучу карабинов и ледобуров, парочку обвязок.
Спасжилет даже взяли. Пока мы думали-гадали да откладывали поездку прошло несколько мощных снегопадов, и лёд стал велонепроезжаем.... И тогда мы решили всё-таки поехать в этот поход, но не на великах, а на лыжах, сократив при этом число планируемых к посещению островов до одного острова Сескар (больше просто физически не успеть на лыжах за 2 дня).
Итак, в поход поехали следующие уважаемые господа: Миша Каменцев (Kampy), Саша Кутищев (DuKe), Володя Сабуров (Саб), Андрей Григорьев (AGbike), Илья Моторный (Elmot), Сергей Гаврилов (Serge_g), Саша Хлюпин (Fox), Дима Петров (Demetrius), Сергей Лазорский (BoB) и Дима Булавинов (Bulawka). Итого 10 человек. С утра пораньше выехали из Питера на микроавтобусе... Так, уже начинается путаница: пораньше не «выехали», а «хотели выехать», потому как один из участников (не будем уточнять кто, хотя понятно, что это был Кампи) сильно опоздал. Ехали через Копорье, чтоб не испытывать бдительность пограничников перед Сосновым Бором.
Высадились из автобуса около северной оконечности мыса Колгомпя.
Символичнее было бы с самого острия мыса стартануть,
но мы выбрали точку на шоссе
[Примечание.
Раскидали общественное барахло (коего в свете тяжеленных ватрушек и прочей снаряги было немало,
даже в пересчёте на 10 человек), и, выдвинувшись около 11.30,
через лес (метров 200-300) вышли к заливу
Погода ясная, солнце шпарит, ветра нет, и хотя мороз около 10° абсолютно не холодно. Торосы есть, но мало. Вдали видны фигурки рыбаков. Остров Сескар первую цель нашего путешествия пока не видно. Азимутально нам надо было двигаться вдоль берега, но мы пошли в сторону рыбаков, то есть ортогонально береговой линии.
Дошли до рыбаков (2-3 км). На льду несколько автомобилей, кое-кто ловит сетями. Увидели Сескар. Внесли лёгкие корректировки в курс (читай: повернули на 90°), и двинулись дальше. Рыбаки проводили нас взглядами, но не особо удивлёнными.
Около 15 часов подошли к не очень широкому (около 40 метров) фарватеру
За фарватером перекусили. Попробовали поюзать морскую рацию, но как-то никого не услыхали...
Пошли дальше. По пути встречаются торосы, но небольшие.
Около 18 часов подошли ко второму фарватеру
Солнце неудержимо клонилось к горизонту, и стало стремительно холодать, хотя ветра по-прежнему не было. Ориентироваться очень удобно по маяку на южной оконечности Сескара. Также хорошо заметна высоченная башня системы управления движением судов (VTS).
На подходах к Сескару стали видны огоньки теплоходов, двигающихся по фарватеру за островом.
Около девяти вечера ступили на остров.
Вдоль всего восточного берега широченный песчаный пляж.
Выше пляжа невысокий сосновый лес, в котором мы и заночевали
За день прошли около 27 км.
Проснулись с восходом, но выдвинулись не рано, около 11. Погода ясная и морозная.
Поскольку ночь была очень морозная, у нас была надежда, что фарватер, по которому мы видели двигающиеся суда накануне, замерз. Но выйдя за торосы у Сескара увидели огромный теплоход почти прямо по курсу...
По мере приближения к фарватеру стало понятно, что этот теплоход стоит,
и мы подумали что он глухо вмёрз, и что нам надо поспешить,
чтоб проскочить фарватер, пока ему на подмогу не пришёл какой-нибудь ледокол.
И довольно быстро достигли края фарватера
Оказалось, что теплоход не в этом (основном) фарватере, а в его отвилке, ведущей в Приморск, и что навстречу ему действительно движется ледокол, да не один, а с баржей. Но нам приморский фарватер пересекать было не нужно.
Фарватер представлял собой несколько пробитых (и замёрзших) проходов во льду, разделённых потрескавшимися ледовыми полями. Некоторые проходы были заснежены, а некоторые смороженные ледовые глыбы без снега. Бесснежные проходы, скорее всего, использовались этой ночью. Суммарная ширина всех рукавов около 2 км, и эта «размазанная» ширина хорошо видна на снимке из космоса. Воды или слабо смороженных льдин нам не встретилось вообще, что, несомненно, было несказанной удачей. А по тому фарватеру, который накануне был у нас вторым по счёту (обходящий Сескар с юга) суда ходили, и их было немало.
Около 14 часов, предположив что все фарватеры позади, мы здорово обрадовались и устроили перекус. Но до ближайшей земли нам было ещё около 35 км. Стала видна земля, а точнее материк, а ещё точнее мыс Стирсудден, куда мы собственно, и направлялись, и маяк на этом мысу. Встретилось одно протяжённое поле торосов, которое мы обошли, слегка изменив курс. Около торосов мы заметили следы кого-то из семейства собачьих, и это в 20 км от ближайшей земли...
Солнышко стало садиться, а до берега нам было ещё дофига. Созвонились с Тёмычем, собиравшемся нас забрать, оценили расчётное время прибытия полночь.
Была мысль поставить палатки да неспеша отдохнуть и поужинать,
но поднялся ветер, и на льду стало слегка дискомфортно, и мы поспешили к берегу.
Поспешили все кроме Дюка, который, скорее всего, таки подхватил на Сескаре
мнимый предмет тщательных исследований нашей экспедиции
птичий грипп
Полностью стемнело, но было полнолуние, и всё было прекрасно видно. Да ещё маяк мигает. А слева по ходу светится огнями портовый терминал в Приморске.
На подходах к земле много торосов.
На берег
Вот, собственно, и всё. За день прошли чуть более 40 км, а всего за поход около 70, от берега до берега.
Артёму Касьяну за трансфер нас с барахлом к началу похода и особенно! за трансфер обратно. Олегу Писковатскому и Олегу Полякову двум морским волкам и знатокам региона за ценнейшие советы. Фирме «ПИК-99» и лично Сергею Лащевскому за предоставленные на поход ватрушки (хоть они нам и не пригодились). Диме Шергину и Юре Копысову за морскую радиостанцию (хоть она нам тоже не пригодилась).
Российским пограничникам за то что они нам не встретились.
Нам очень повезло с погодой и с морским трафиком, а точнее с комбинацией этих моментов суда шли по фарватерам когда нас как раз там не было, и фарватеры успевали перед нами замерзать.
|
|
На главную страницу >
Путешествия >
|