|
На главную страницу >
Путешествия >
|
|
Рассказ о путешествии на остров Гогланд.
|
Фотографии Ильи Шварца, Вячеслава Якунина, Дмитрия Булавинова, Александра Кутищева, Натальи Юрковец, Анастасии и Алексея Бурковых, Александра и Михаила Захаровых. Для увеличения тыкайте в превьюшку (фотографии от 40 до 120 Kb). |
Ссылки на GPS-данные этого путешествия приведены в конце данного повествования.
Острова Финского залива, особенно расположенные вдали от берега, давно привлекают меня, и идеи их посетить постоянно меня посещают. На одном из таких островов на острове Сескар нам удалось побывать в марте 2006 года. Залив был сильно замёрзший, и мы просто пересекли его на лыжах, переночевав на Сескаре (вот рассказ про это путешествие). Первоначально хотели поехать на велосипедах, и посетить и Мощный, и Гогланд, и ещё много чего, но на льду было много снегу, поэтому поехали неспеша на лыжах, и Гогланд остался за бортом. Поэтому когда клуб «ВелоПитер» объявил байк-десант на остров Гогланд, я без особых раздумий вписался.
Вечером в центральном яхт-клубе собрались следующие уважаемые господа: Саша Кутищев (DuKe), Наташа Юрковец (yna), Сергей Гаврилов (Serge_g), Слава Якунин (Sla), Илья Шварц (Schwarz), Сергей Грозных (GSM), Вова Зайцев, Маша Рубина, Антон Калугин, семья Бурковых Настя, Алексей и Никита, братья Захаровы Саша (Matros) и Миша (Mayachnik), и я, Дима Булавинов (Bulawka). Итого 15 человек.
Собрались мы, короче, а теплохода «Моби Дик», на котором нам предстояло совершить
это путешествие, всё нет и нет.
Наконец он подошёл, выгрузил достаточно «отдохнувшую» компанию, и мы загрузились
[Примечание.
Около трёх ночи теплоход покинул яхт-клуб, а коллаборанты (мы то есть) собрались в кубрике чтоб выпить-закусить по поводу отплытия и по поводу дня рождения Славы Якунина.
С утра некоторых слегка подколбашивало, то ли морская болезнь, то ли вчерашние напитки оказались недостаточно свежими.
Несмотря на морскую болезнь, многие с аппетитом отзавтракали. Кормят на «Моби Дике» просто, но вкусно.
Весь день ничего не делали, кто-то спал, кто-то выпивал, кто-то смотрел TV/DVD.
Прошли мимо Сескара, Малого и Мощного. Впереди показался Гогланд.
Подошли к Гогланду около 10 вечера и ошвартовались у пирса
На теплоход поднялся офицер-пограничник, проверил документы. На поддерживающий разговор камент «Какой красивый у вас остров!» он ответил «Я его ненавижу». Выяснилось, что служит он тут безвылазно два года. Хочется отметить, что с нас потребовали только паспорт, все остальные формальности пропуска, судовые роли команда «Моби Дика» взяла на себя. Тем временем мы поужинали, договорились с коком Леной о завтраке в 6:30, и пошли гулять по острову, в сторону Северного Гогландского маяка. Вся инфрастуктура острова сконцентрирована в северной его части (пограничники, маяк, метеостанция, гостиница и обслуживающие всё это дело люди). На юге острова ещё один маяк и несколько человек. А в середине острова людей вообще нет.
Пошли по дорожке, и на перекрёстке
На следующем перекрёстке
Вокруг маяка достаточно развитая инфраструктура всякие бочки, вышки, действующие и заброшенные здания, и много чего другого. Оттуда открываются отличные виды виден, например, финский город Котка.
Обратно пошли по другой дорожке, проезжей для автотранспорта.
Побывали в бомбоубежище
Проснулись около 6 утра (а любитель утреннего фотографирования Sla ещё раньше). Погода ясная, тихая и по-летнему тёплая.
Неспеша позавтракали...
... и отправились в пеший трип по острову. Тут нужно отметить, что у меня накануне поездки на Гогланд возникла идея заложить на острове геокешинговый тайник. А ещё накануне я разбирал антресоли, и обнаружил классический спасательный круг с автографами, много лет назад увезённый в качестве памятного артефакта из студенческой поездки в колхоз на картошку. И этот круг я взял с собой на Гогланд, чтобы отметить им будущий тайник. Поэтому большую часть дня я таскался с этим кругом.
Пошли вдоль берега бухты, прошли мимо створного знака
Подошли к железному на бетонном основании остову какого-то военного сооружения
Пошли дальше. Почти сразу за дальномером свернули вправо на тропинку
Прошли немного по лесу, и вышли на вершину горы Мякипяллюс,
к памятному знаку
Вернулись обратно на тропинку, вышли по ней на лесную дорожку
Пошли по дорожке и вышли к колодцу
Вышли к вышке GSM
От GSM-вышки пошли на юго-запад, в сторону западного берега Гогланда. Достаточно быстро упёрлись в довольно высокие скалы, с которых открывались отличные виды к западу от острова. Также был хорошо виден брошенный теплоход «Леонид Дёмин». Его в своё время продали на металлолом, но во время транспортировки разыгрался шторм, теплоход оторвался от буксира и был выброшен на берег Гогланда. А поскольку этот металлолом был застрахован на значимую сумму, никто не стал заморачиваться со снятием его с мели, и он так и лежит на западном берегу Гогланда и по сей день. В целом, достаточно мутная история. «Леонид Дёмин» был братом-близнецом научно-исследовательского судна «Мстислав Келдыш» (здравствующего и по сей день), поэтому мы всё время называли его «Келдыш», плюс оперировали производными от этого слова: «подойти покелдышовее» то есть поближе к Келдышу, и т.п.
Чтобы спуститься на берег, пришлось преодолеть небольшой камин
Дальше мы пошли по тенистому ущелью, очень напоминающему Кавказ,
и вышли на основную дорогу Гогланда, ведущую с севера на юг.
Как раз в этом месте на дороге есть тур
От тура пошли в сторону берега, вышли на морену (каменная россыпь)
и подошли к «Леониду Дёмину»
Часть людей сразу полезла на теплоход, а часть пошла прогуляться на мыс чуть южнее судна. Западный берег Гогланда скалистый и очень-очень красивый. И очень много божьих коровок.
«Леонид Дёмин» покоится метрах в 30 от береговой линии, но за несколько лет лежания (теплоход сел на мель в декабре 2003 года) между ним и берегом намыло песчаную отмель, и к борту можно подойти совсем посуху. Лежит он наклонённый в сторону моря, то есть ближний к берегу борт высокий, но с него свешивается лесенка, по которой лазают гастарбайтеры, неспешно распиливающие судно на металл.
Вот по этой лесенке, кто-то замочив, а кто-то не замочив ног, все и влезли на этот теплоход.
Палуба теплохода наклонена примерно на 20° (наклон эскалатора в метро 25°), поэтому ходить очень непривычно. Почти никакого оборудования на судне нет, многое распилено. Но много чего и осталось.
Уже собрались было уходить, но Вова Зайцев, а за ним и Саша Кутищев, решили залезть на самую-самую высшую точку на мачту теплохода, возвышающуюся над фальштрубой.
А куда два дурня залезли, туда и другим дурням надо. И мы со Шварцем тоже решили залезть. А лесенка очень узкая и неудобная, плюс сильно наклонена. Шварц полез первым, долез, голося, до верха, сделал пару кадров и тут же начал спускаться. Пришлось мне тоже спускаться, чтоб его пропустить. И вот тут мой фотоаппарат, лежащий в незастёгнутом чехле, зацепился за ступеньку и вывалился... Пару рикошетных ударов о наклонные верхнюю и нижнюю палубу и бульк! (Очевидцы, правда, утверждают, что моё «бл@ть!» прозвучало раньше чем «бульк».) То-то я с утра сокрушался, что очень неудобно и на фотик снимать, и на видеокамеру... Теперь хоть это неудобство исчезло. С другой стороны, этот фотоаппарат прожил долгую и весьма непростую жизнь, сходил со мной в кучу походов, поучаствовал во многих соревнованиях, и быть уроненным с мачты теплохода и утопленным в море более чем достойная смерть достойной техники (это была уже очень старая, но весьма надёжная зеркалка Olympus Camedia E-10). С третьей стороны, можно попытаться его достать. Этим мы и занялись, благо многие видели точное место его падения. Спустились на правый борт теплохода, прямо к воде. Померяли глубину 2,5 метра, вполне нырябельно. Вода, правда, градусов 6 максимум, но... Спортсмен Вова Зайцев, победитель «Bubble Baba Challenge 2006», вызвался попробовать достать фотик. Навязали на имеющейся с собой верёвке петельки, чтоб Вове удобнее было вылезать, и Вова нырнул...
Вынурнул он ровно через 1/10 секунды со словами «Вы чо, с ума сошли! Там аццки, АЦЦКИ холодно!». Ну что делать, жаль, останется фотик на веки вечные тут. Особо жалко утонувших вместе с ним фотографий. На всякий случай засекли GPS-координаты и сделали на борту теплохода памятную надпись, что так мол и так, тут утоплен фотик. Дюк, правда, меня подбодрил тем, что может удасться уговорить капитана «Моби Дика» достать фот с помощью акваланга, но я что-то засомневался в реальности этого варианта.
Чтоб облегчить горечь потери, я упёр на теплоходе старинный и очень кондовый морской телефон, без номеронабирателя, зато с работающей динамомашиной. Народ на берегу нас уже заждался.
Отправились дальше, на север вдоль по берегу, на ходу присматривая место для GPS-тайника. Берег такой же скалистый, много всякого выброшенного штормами мусора и по-прежнему много божьих коровок.
Прошли метров 200 и поднялись к нескольким хорошо заметным с берега ДОТ-ам
Рядом с ДОТ-ами нашли отличное место для GPS-тайника: ниша в скалах и высокое нависание над нею. В герметичный контейнер (банка из-под селёдки) положили CD-диск с привязанными картами Финского залива, шариковую ручку и ещё какую-то мелочь. Правда, у нас не было распечатки так называемого «блокнота тайника», поэтому я просто написал записку, которую тоже положили в контейнер, и спрятал контейнер в нишу.
Вот координаты этого тайника в системе WGS84
Потом поднялись на скалу и стали придумывать как приделать спасательный круг. По идее, GPS-тайник на местности никак не обозначают, просто публикуют в интернете его координаты, но я (ещё в Питере) решил, что будет довольно знаково и очень по-морскому, если укрепить неподалёку от тайника спасательный круг, недоступный без скалолазного снаряжения, и сам тайник назвать «Спасательный круг». Все участники оставили на круге свой автограф, к кругу прикрепили скальный крюк, Дюк по верёвке спустился со скалы и закрепил круг над нишей, в которой тайник.
Получилось очень здорово круг на открытом месте и виден отовсюду и издалека. От круга тоже открываются отличные виды.
Спустились обратно на берег и остановились перекусить. А потом пошли дальше по берегу на север.
Берега по-прежнему скалистые, где-то пологие, где-то покруче. На скалах часто встречаются послештормовые озерца, в которых много лягушачьей икры. И по-прежнему очень много божьих коровок. Кое-где прямо из скал растут маленькие сосенки.
Дошли до ещё одного моренного выхода, выглядящего как каменная река, повернули по ней вглубь острова, пересекли Гогланд с запада на восток, и около 16:30 вернулись на «Моби Дик».
За обедом капитан «Моби Дика» Дима поинтересовался хороший ли мы фотоаппарат утопили, и когда выяснил что хороший, с радостью согласился его достать. Всё снаряжение для подводного плавания у него было с собой на «Моби Дике», но поскольку тащить всё это на себе до Дёмина было ломливо, Дима предложил воспользоваться моторной лодкой, которая также была на «Моби Дике». Одно «но»: у него не было бензина для лодочного мотора, но бензин мы выменяли у местного жителя на водку. Мы с капитаном Димой и Вовой Зайцевым отправились на лодке, а Дюк с Наташей, двумя барышнями из команды и французским бульдогом ..., жителем Гогланда, отправились сушей на велосипедах. Остальные же путешественники отправились на велосипедах на Южный маяк, к ним мы вернёмся чуть позже. Погода, кстати, испортилась, небо затянули облака и стал накрапывать дождь. Ощущения от поездки на лодке незабываемые расколбас жуткий.
[Примечание.
Обошли Гогланд с севера (крюк около 8 км),
и зашли в тихую воду между «Дёминым» и берегом.
Нас с Зайцевым Дима любезно перенёс из лодки на берег,
чтоб мы типа ноги не замочили.
Тем временем все собрались у места утопления фотика. Подождали Диму, показали ему место, он нырнул, немного побулькал и тут же извлёк фотик на поверхность под бурные овации наблюдателей. Возникла проблема как забрать спасённый фотик, Вова как всегда вызвался помочь, мы его чудом не упустили, но всё закончилось хорошо. Я перечеркнул надпись о том, что здесь был утоплен фотик, и дописал «Фот найден!»
Вернулись к лодке. Дюк с Наташей отправились к Южному маяку, а мы вернулись тем же путём на «Моби Дик» и пошли в сауну (на «Моби Дике» даже сауна есть).
Догонять наших нам уже не хотелось, да они уже возвращались. Вот несколько их фотографий.
Вернувшись, они рассказали, что по пути на Южный маяк видели брошенный вездеход
В общем, день прошёл более чем невпустую.
С утра проснулись около 9, а Слава Якунин как всегда раньше всех. Сначала погода была более-менее, но очень быстро испортилась, небольшой дождик, туман и низкая облачность. Один из членов команды вечером и с утра рыбачил на спиннинг (с берега и с пирса), поймал несколько неплохих форелей.
Позавтракали и обсудили с капитаном время отплытия в Петербург, сошлись на 14:00. Мы с Сергеем Гавриловым и Вовой Зайцевым решили наверстать вчера упущенное, и съездить в южную часть острова, но не на сам маяк, а на так называемую гору Попова, одну их высших точек острова. А остальные путешественники решили ещё раз увидеть Северный маяк, но на этот раз днём.
Дорожка к Южному маяку вполне приличная грунтовка,
по крайней мере в большей своей части, и вполне велопроезжаема.
Проехали мимо уже упоминавшейся отвилки на запад
Полюбовались отличным видом
Проехали мимо озера Ветеярви (Второе)
Дальше дорога стала похуже, пересекли ручеёк
Спрятали велики в кустах, и пошли пешком.
От поворота до самой горы
метров 600 с набором около 80 метров.
Поднялись на гору
На обратном пути выехали на берег в районе урочища Южная Деревня, посмотрели остатки старых финских фундаментов, коих там множество. Вокруг фундаментов ещё остались культурные деревья.
Почти вернувшись к «Моби Дику», вспомнили,
что не посетили одно из ключевых мест острова, так называемую точку «Гогланд-Z»
А тем временем наши друзья посетили Северный маяк, полюбовались туманными видами и заложили ещё один GPS-тайник (вот его описание). И сделали множество фотографий.
К 14 часам все собрались на причале, помыли в заливе велики, загрузились на Моби Дик, и в 14:10 покинули остров Гогланд.
Сели обедать. Уха из свежепойманной форели просто супер. Пользуясь случаем и закуской, начали праздновать день рождения Ильи Шварца. После устроили групповой просмотр фотографий и глубокий освежающий сон.
Вечером окончательно допраздновали все остатки...
... и около 6 утра вернулись в Санкт-Петербург.
Кое-кто досыпать на пароходе и завтракать, а я и большинство коллаборантов под проливным дождём разъехались по домам. Вот, собственно, и всё.
Команде теплохода «Моби Дик» и лично капитану Диме и капитанше Нине за тёплую и душевную обстановку на теплоходе и за поразительную адекватность. Коку Лене за вкусные завтраки, обеды и ужины. Денису Куприенко за толковые советы и полезные GPS-данные.
Всей нашей честнОй компании за компанию.
Поездка получилась очень интересной и насыщенной приключениями.
А небыстрые приезды/отъезды дали в полной мере отдохнуть и от работы,
и от приключений. Давненько я так не высыпался...
|
|
На главную страницу >
Путешествия >
|