|
Мой давнишний друг Миша Каменцев, (экс)президент велоклуба «Балтийская звезда»,
пригласил меня поволонтёрить на проводимый каждые четыре года и уже в пятый раз бревет
«Вуокса — Онего — Ладога» (1200 км).
Напомню, бревет — это веломарафон длиной, как правило, от 200 до 1200 км.
В них нет победителей, но надо уложиться во временной лимит.
Спать можно, но поскольку потраченное на сон время расходует лимит, спят обычно немного.
В целом, это соревнование не на скорость, а на выносливость.
Да и соревнованием это сложно назвать, скорее просто очень длинная поездка. ))
Мы с друзьями почти 20 лет назад уже волонтёрили на аналогичном бревете 1000 км «Онега — Ладога — 2005»
(рассказ с фотографиями);
потом Миша раз в четыре года звал волонтёрить на ВОЛ, но всё как-то не складывалось, а сейчас сложилось.
На этом бревете планировалось несколько (точнее, 15) «обеденных» контрольных пунктов (КП)
в кафешках, столовых, на турбазах; и среди них было несколько «спальных» КП.
Кроме пятнадцати КП, было ещё примерно столько же МТ — маршрутных точек,
расположенных около каких-то характерных объектов на маршруте и представлявших собой просто ламинированный листок с QR-кодом,
который участники должны были сканировать приложением на телефоне, самостоятельно фиксируя время посещения.
Нам достался КП-5 «Антирускеала», расположенный на 415 км дистанции напротив широко распиаренного мраморного карьера в посёлке Рускеала
(вокруг которого сейчас сделаны дорожки, через который провешен троллей и проход к которому теперь по билетам).
Этот посещаемый карьер находится с одной стороны от шоссе (слева если ехать со стороны Санкт-Петербурга и Сортавала),
а с другой стороны находится другой карьер, на котором нет никакой туристской инфраструктуры (пока нет…), но к которому ведут вполне приличные подъезды.
Там часто останавливаются туристы с палатками, организовывают всякие контрольные пункты и пр.
На нём, в частности, располагался технический этап и одна из транзитных зон мультиспортивной гонки
«Red Fox Adventure Race 2017»,
имеющей тогда статус чемпионата Европы по приключенческим гонкам (AREC2017), где мне тоже довелось поволонтёрить.
Правда, тогда мы тусовались на другом берегу этого карьера, на пологом спуске к воде;
но в этом году был какой-то особенно высокий уровень воды в этом карьере (из воды кое-где торчали верхушки деревьев), и то место было под водой.
Наш КП был так называемый «палаточный» — на нём участники могут перекусить и поспать в палатке.
Поскольку перед нами на 346 км располагался полноценный «спальный КП (на так называемой «Даче Микли»), где большинство участников отдыхали по несколько часов,
к нам они должны были приезжать в целом выспавшиеся, и возможность поспать в палатке рассматривалась скорее как опция, чем как норма.
Просто кому-то через 350 км могло ещё не захотеться спать, а к нашему бы уже захотелось.
Накануне я заехал в магазин «Metro», чтобы купить кучу еды для кормёжки участников.
Он не то чтобы дешёвый, просто в магазинах «у дома» чаще всего можно столкнуться с тем, что того или иного нет в достаточном количестве.
Суммарно закупил чуть больше, чем на 15 тыс. руб.
Вот иксель-файл, в котором две таблицы — «Ожидание» и «Реальность», отражающие, соответственно,
что задумывалось купить и что, согласно чеку, было реально куплено (с комментариями сколько чего осталось).
Получилось примерно 100 рублей на человека. (Даже меньше, ибо волонтёры этим же столовались.)
Первые участники по самым оптимистичным прогнозам могли приехать на наш КП не ранее 23:00 7 июля.
Поэтому мы решили ехать туда часам к 16-17, чтобы без суеты успеть всё поставить, заготовить дрова и подготовить всё остальное к приезду участников.
Волонтёрить, кроме меня, вызвались следующие уважаемые господа: Маша и Сергей Медведевы, Маша и Дмитрий Кириленко, Максим Иванов.
Также с нами поехали мой сын Анатолий со своим друганом Гришей (и, неожиданно, оказались весьма полезны).
|
|
|
Этого хватило накормить 150+ человек |
Общий вид карьера |
Обрывистые берега карьера |
Часам к 17 мы собрались в означенном месте, на карьере в Рускеала.
(Наш экипаж прибыл первым и достаточно долго размышлял над тем, где именно сделать лагерь,
ибо по случаю воскресенья было довольно много отдыхающих, но в результате сделали точно там, где и планировалось.)
Поставили хозяйственную палатку, и сразу пошёл достаточно сильный дождь часика на два.
Пришлось пить винишко и курить кальян. )) (Правда, не всем…)
Да, пока ставили палатку, к нам подошли некие молодые люди (оказавшиеся причём знакомыми) и сообщили, что через наш лагерь они скоро будут натягивать трос для организации троллея.
Но поскольку пошёл дождь, манипуляции с тросом решили отложить до завтра.
Также дождь испугал отдыхающих, и они потихоньку начали сворачиваться.
А вот чаек, коих было множество, дождь не пугал, и они бдительно следили за нами все эти дни,
время от времени летая над лагерем и предостерегающе крича — не иначе, что в прибрежных камнях прятались их птенцы.
Но потом распогодилось; Макс с Димой уехали за дровами (ибо поблизости дров нет, а лес в целом лиственный), а я поехал в сторону Вяртсиля,
чтобы повесить знак МТ-8 на огромную скульптуру Лося, расположенную на повороте к Карельскому зоопарку.
А на обратном пути развесил стрелки-указатели от шоссе к нашему КП.
Вернувшись в лагерь, натянули тент и поставили палатки, себе и для участников —
для них у нас была моя 4-местная «Ладога-4» и старенький шатёр из «фильтров», сшитый мною ещё в СССР
(про который Маша сказала, что в нём «странно пахнет — не затхлостью и не плесенью, а именно старостью» )).
И сделали роскошную треногу для подвешивания котлов.
|
|
|
Общий вид КП-5 «Антирускеала» (обеденная часть) |
Общий вид КП-5 «Антирускеала» (отдыхательная часть) |
Карта RFAR-2021 в качестве скатерти |
К 23-м у нас было всё готово, но никто пока не приехал.
Надо отметить, что на этом бревете было три старта — первый 07.07 в 8 утра, второй 07.07 в 18 и третий 08.07 тоже в 8 утра,
но лимит у всех был 90 часов (но не быстрее 48 часов). И чем подготовленнее участник, тем, как правило, позже он стартовал.
И к полуночи тоже никого не было. А приехал первый участник (им был петербуржец Сергей Сычугов) лишь под утро, около 5 утра.
Он не ночевал на предыдущем «спальном» КП, поэтому перекусил и завалился спать в палатку.
|
|
|
Обрывистые берега карьера |
Палатка-хозблок |
Поленница и костёр |
Потом долго никого не было, и лишь после 7 утра народ поехал более-менее массово.
Все они ночевали на предыдущем «спальном» КП.
Около 11-ти приехал первый из второго (вечернего) старта, Евгений Огородник из Санкт-Петербурга.
Некоторые игнорировали или не замечали развешанные нами стрелочки к КП и ориентировались по следам велосипедов на песке, ведущих не туда;
участники ехали по ним (не туда) и лишь увеличивали количество ведущих не туда следов. И потом сверху кричали нам, мол, как к вам попасть.
Всех велосипедистов мы вносили в бумажный протокол плюс отмечали время в их дорожных карточках;
затем, когда становилось поспокойнее, переносили их времена из протокола в систему brevet.top.
Многие пытались самостоятельно отметиться в brevet.top с помощью QR-кода нашего КП, но не у всех это получалось.
|
|
|
Внесение записей в дорожные карточки |
Участники трапезничают |
Участники трапезничают |
Участникам предлагались (на выбор): доширак или греча или пюрешечка, сыр или грудинка,
квашеная капуста или салатик из свежей, чёрный хлеб и булка, яблоко или резаная морковь, чай или компот.
Сначала очень хорошо пошли дошики, а потом наоборот греча (и временами пюре).
Мы не смогли найти этому рационального объяснения и связали это с вариантами еды, предлагаемыми на предыдущих КП.
Тарелки мы использовали одноразовые, а вот стаканы (из соображений минимизации мусора) многоразовые, споласкивая их после использования.
В целом, всех всё устраивало, и участники тепло нас благодарили за радушие, покидая нас.
Большинство были на шоссейниках разного уровня, но были люди и на фиксах, и на складничках типа «Шульца», и на лигерадах.
Участники проводили у нас обычно от 20 до 40 минут и уезжали дальше в сторону границы с Финляндией.
|
|
|
Общий вид КП-5 «Антирускеала» |
Складничок «Шульц» одного из участников |
Лигерад (рикамбент) одного из участников |
С собой мы привезли много «покупной» воды в баклажках, которую участники заливали себе в бачки.
Плюс привезли более 100 литров обычной водопроводной воды для готовки. Но в какой-то момент она стала заканчиваться,
и молодёжь с двумя 20-литровыми канистрами отправилась за водой на карьер по обрывистым камням
и с честью справилась с этой не самой простой задачей.
Впоследствии именно они ходили за водой, в обмен на дошираки. ))
К вечеру поток участников слегка иссяк, стало поспокойнее, и появилась возможность передохнуть и спокойно почилить.
Маша с Сергеем накачали привезённые с собою сапы и отправились на водную прогулку (приемлемый спуск к воде был метрах в двухстах дальше по берегу),
а Толик с Гришей замутили чайную церемонию — вот такое необычное увлечение у этих молодых людей.
|
|
|
Чайка на каменистом берегу |
Чета Медведевых накачивает сапы |
Чайная церемония на берегу карьера |
Первые участники последнего старта (Игорь Ильин из Екатеринбурга и Андрей Охотин из Кирова) были у нас в 22:42.
Стартовав в этот же день в 8 утра, до нас они доехали менее чем за 15 часов,
то есть со средней (не в движении, а в целом!) около 28 км/ч — это, конечно, очень крутой результат.
Остальные участники прибывали в течение всей ночи и всего утра с максимумом около 9:00.
|
|
|
Анатолий Булавинов |
«Колыбель Ньютона» из котлов )) |
Общий вид карьера вечером |
В 13:13 прибыл москвич Максим Куралесов и сообщил, что, судя по всему, больше никого ждать не стоит,
ибо те, кто при нём оставались на предыдущем «спальном» КП, не планировали продолжать маршрут (сошли).
Вообще, из 142 участников всех трёх стартов не финишировало (DNF) всего 19 человек,
и ещё сколько-то были вне зачёта (DNQ) — не уложились в лимит, пропустили КП и т.п.
|
|
|
Прогулка по карьеру на сапах |
Прогулка по карьеру на сапах |
В ожидании последних участников |
Мы потихоньку стали сворачиваться и около 16, под начавшийся дождь, покинули КП.
По пути сняли оставшиеся стрелочки (часть пропала) и куски волчатника, которым провешивали путь от шоссе к КП.
А потом выбросили вывезенный мусор и сгоняли к Лосю чтобы снять знак МТ с его ноги.
И в 21 с небольшим вернулись домой.
|
|
Кальян покидает КП последним… )) |
Знак МТ на «Лосе» продержался двое суток |
Вот, собственно, и всё.
Место интересное посетили, пользу принесли, неплохо отдохнули.
Всем спасибо!
Дополнительные материалы
-
Официальный сайт веломарафона «Вуокса — Онего — Ладога»
и его аккаунты вконтакте
и в фейсбуке;
-
сайт клуба «Балтийская звезда», организатора веломарафона «Вуокса — Онего — Ладога»,
и его аккаунты вконтакте и в телеграме (+ тлг-чат);
-
все наши фотографии с этого волонтёрства (КП-5 «Антирускеала»):
-
публикации о бревете участников и волонтёров:
- общий альбом веломарафона в ВК (~ 1500 фоток),
- видео (3+ минуты) от Andrey K,
- рассказ с фотографиями Анатолия Гатилова (Воронеж),
- фотографии Николая Яхонтова (Санкт-Петербург) с каждого из трёх стартов
(7 утро,
7 вечер,
8 утро)
и соответствующие им три видеоролика
(7 утро,
7 вечер,
8 утро),
- рассказ с фотографиями Сергея Чапичадзе (Рязань),
- рассказ с фотографиями Сергея Платонова (волонтёр, Санкт-Петербург),
- рассказ Леонида Кузнецова (Новосибирск),
- рассказ с фотографиями Татьяны Хитриной (Ижевск), и он же тут,
- фотографии от KoPerNik,
- видео (20+ минут) от Велотехник Машакин,
- рассказ с фотографиями Дарьи Вандышевой (Екатеринбург) —
часть 1
и часть 2,
- рассказ с фотографиями Алексея Бутова (Волжский) —
часть 1,
часть 2,
часть 3,
часть 4,
- рассказ с фотографиями Олега Балунова (Москва),
- рассказ с фотографиями Антона Шпакова (Ахтубинск),
- аналогичный список отчётов на сайте ВОЛ 2024;
- координаты нашего КП-5 «Антирускеала»: N 61.944375°, E 30.607820°;
-
иксель-файл со списком закупленных продуктов для участников (вдруг кому-то пригодится);
-
рассказ с фотографиями о нашем волонтёрстве на похожем веломарафоне «Онега — Ладога — 2005».
--
Дмитрий Булавинов
У вас есть вопросы, замечания, уточнения, пожелания, комментарии?
Свяжитесь со мной!
|